Специальная оценка условий труда что это такое нужно ли ее проводить


Как сдать декларацию по специальной оценке условий труда

До 31 декабря 2018 года все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.

Наталия Челован

сделала спецоценку

Эта статья для малых предприятий и ИП, потому что крупные сами все знают.

На самом деле мало провести спецоценку — нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.

Этой весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.

Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.

Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.

До 31 декабря 2018 года спецоценку нужно провести, а затем в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета нужно оформить и подать декларацию по СОУТ.

Если отчет о СОУТ утвердите 31 декабря, то сдать декларацию нужно будет до 19 февраля 2019 года.

Для себя я поделила весь процесс на три шага:

  1. Подготовка — выбор исполнителя, сбор документов.
  2. Проведение — исследование и получение документов от организации.
  3. Сдача отчетности — заполнение декларации, уведомление сотрудников.

Посмотрим подробнее на каждый из шагов.

Тут же — в разделе «Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» — можно проверить аттестацию эксперта, который будет проводить СОУТ.

На сайтах пишут минимальную цену, дальше она меняется в зависимости от деталей:

  1. Общее количество мест — чем меньше, тем дороже.
  2. Расположение офиса — выезд в промзону на окраину города будет дороже.
  3. Сложность оценки — если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
  4. Срочность.

Параллельно с заключением договора нужно создать комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором перечислен состав комиссии из сотрудников компании.

В комиссию должно войти нечетное количество человек, минимум — трое. Если в компании нет трех сотрудников, то в комиссию можно позвать человека со стороны

До начала процедуры нужно составить и подписать у комиссии перечень мест, которые подлежат оценке, и составить график проведения СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы.

Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера. Вот как выглядят эти документы у меня.

Приказ о проведении СОУТГрафик проведения СОУТПеречень мест

Приказ, график и перечень составила лично я, для примера. Оформление может отличаться от вашего. Оно никак не регламентируется, но сами документы для порядка должны быть.

При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.

Идентификация. Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.

О времени вы договариваетесь заранее — важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:

  1. Перечень рабочих мест и собственно сами рабочие места.
  2. Режим работы сотрудников.
  3. Оборудование, за которым сотрудники работают.

После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор — освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.

Замеры и исследования. Эксперт приезжает и проводит измерения на рабочих местах. В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.

Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:

  1. Оптимальные (1 класс).
  2. Допустимые (2 класс).
  3. Вредные (3 класс), есть еще и подклассы.
  4. Опасные (4 класс).

Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили 2 класс — это допустимые условия труда.

Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.

В отчете должны быть:

  1. Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
  3. Протоколы проведения исследований и измерений.
  4. Карты специальной оценки.
  5. Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
  6. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
  7. Заключение эксперта.

Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.

В этой таблице указан класс условий труда

Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским, педагогическим работникам, список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426-ФЗ. Подать декларацию обязан работодатель. Срок подачи — 30 рабочих дней с даты утверждения отчета.

Подавать нужно в Роструд:

  1. лично;
  2. по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке;
  3. если есть квалифицированная электронная подпись, то можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.

Срок действия декларации СОУТ — 5 лет. Считаем со дня утверждения отчета о проведении оценки. В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет. Но оценку нужно будет провести заново, если:

  1. с работником произошел несчастный случай на производстве;
  2. у работника нашли заболевание, которое появилось из-за вредных или опасных факторов на работе;
  3. в ходе проверки трудовой инспекцией выявлены нарушения норм охраны труда.

По закону работодатель обязан ознакомить работников под подпись с результатами спецоценки на их рабочих местах. Подпись работник поставит в карте СОУТ. Срок — 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

К трудовым договорам нужно заключить допсоглашение, в котором будет указан класс условий труда на рабочем месте. Я составила его так:

Если у организации есть официальный сайт, то на нем тоже нужно разместить информацию об условиях труда. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после подписания отчета. Но тут есть нюанс: в законодательстве нет определения «официального сайта» — на самом деле никто не знает, нужно ли добавлять сведения о СОУТ на ваш сайт-визитку. Но на всякий случай добавьте.

  1. Приказ о создании комиссии для СОУТ, график проведения.
  2. Договор со специализированной организацией.
  3. Штатное расписание и режим работы сотрудников.
  4. Перечень мест для оценки.
  5. Отчет о спецоценке.
  6. Декларация в Роструд.
  7. Допсоглашение к трудовому договору.
  8. Таблица 5 в отчет 4-ФСС.

journal.tinkoff.ru

Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить?

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

Что представляет собой специальная оценка условий труда и для чего она нужна?

Указанная оценка – это комплекс мероприятий (ч. 1 ст. 3 Закона):

  1. по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. по оценке уровня их воздействия на работника.

По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона):

  • работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на «травматизм»;
  • подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

Чьи условия труда оцениваются?

По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.

Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.

Кто проводит специальную оценку?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно, ст.ст. 19-20.

Когда проводится специальная оценка?

Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.

Отметим, что ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными (пп. «б» п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).

Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):

  • в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
  • работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
  • изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.

Как проводится специальная оценка?

Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Созыв специальной комиссии

Этап 2. Утверждение графика специальной оценки

Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке

Этап 4. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку

С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.

Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 7. Подведение итогов специальной оценки

Этап 8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки

Этап 9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя

Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:

  • до 1 января 2016 года – в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона);
  • с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

Какие классы и подклассы условий труда существуют?

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Подробнее о дополнительных тарифах см. Справочник «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование»

Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона):

  • оптимальные – 1 класс;
  • допустимые – 2 класс;
  • вредные – 3 класс;
  • опасные – 4 класс.

Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).

В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.

Однако стоит отметить, что работодатель вправе не дожидаться, пока пройдут эти пять лет, и провести специальную оценку условий труда.

В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:

  • сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации.

Есть ли ответственность за не проведение специальной оценки?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

По вопросам проведения специальной оценки условий труда обращаться к специалисту по трудовым отношениям Администрации Егорлыкского района, каб. № 19, контактный телефон 23-7-68.

Администрация Егорлыкского района просит руководителей предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей в целях учета рабочих мест на территории муниципального образования, на которых завершена специальная оценка условий труда, представлять информацию о проведенной специальной оценке условий труда.

egorlykraion.ru

Какие компании должны проходить специальную оценку условий труда?

В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ не проведение работодателем специальной оценки влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей.

Если сравнить стоимость проведения специальной оценки с размером возможного штрафа, то, например, для юридического лица, в котором имеется 10 рабочих мест, общая стоимость проведения специальной оценки в большинстве случаев составит не более 20 000 рублей, что в три раза меньше предусмотренного законодательством административного штрафа.

Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена в 2013 году, то в этом случае специальная оценка на таких рабочих местах может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, т.е. до 2018 года. Моментом завершения аттестации рабочих мест согласно п. 44 Порядка проведения аттестации считается дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

При этом работодатель вправе провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Действительно, в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона N 426-ФЗ специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. Исключением являются рабочие места так называемых «списочных» профессий, рабочие места, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные (опасные) условия труда, а также рабочие места, на которых по ранее проведенной аттестации или специальной оценке были установлены вредные (опасные) условия труда (часть 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ).

Однако статьей 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в трудовом договоре помимо прочего указываются условия труда на рабочем месте. Условия труда на рабочих местах определяются по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест. В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа.

Если по результатам проведения специальной оценки на рабочих местах условия труда признаны оптимальными или допустимыми (класс 1 или 2), то в этом случае работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Исключение составляют рабочие места, указанные в части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ.

Срок подачи – не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.

Форма декларации – согласно приложению N 1 к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н).

Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Допускается отправление декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭЦП работодателя, путем заполнения соответствующей формы на официальном сайте Роструда (доступно не для всех субъектов РФ).

Срок действия декларации составляет 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки. По истечении срока и при отсутствии обстоятельств из части 5 статьи 11 Закона N 426-ФЗ срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет. Таким образом, проводить повторную специальную оценку на задекларированных рабочих местах не требуется.

Также стоит отметить, что декларация может быть подана только в отношении рабочих мест, на которых была проведена именно специальная оценка, а не аттестация рабочих мест по условиям труда, срок действия результатов которой не истек.

Это классификация, которая объединяет рабочие места по группам и одним из важных критериев такого разделения является уровень механизации рабочего процесса. У каждой группы есть свои рекомендации по организации труда, которых работодателю стоит придерживаться. Такие групп сейчас существует пять: рабочие места для ручной работы, места для машинно-ручной работы, механизированные рабочие места, автоматизированные рабочие места, аппаратурные рабочие места. Подробнее про их отличия написано тут.

В отношении условий труда надомников специальная оценка не проводится.

Если введение в штатное расписание новой должности, а также переезд организации в другое помещение можно приравнять к вводу в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, тогда внеплановая специальная оценка условий труда проводится на таких рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления указанных случаев (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 426-ФЗ).

Целесообразно увеличить оклад сотрудника минимум на 4 процента тарифной ставки (оклада) и установить доплату не только за время, проведенное непосредственно во вредных условиях труда, а за все время работы. 

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом ТК РФ не предусмотрена оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в повышенном размере только за время, фактически отработанное во вредных условиях труда. Такая возможность установлена Трудовым кодексом РФ (статья 121) только в отношении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда.

Начислять доп. тариф необходимо со дня вступления в силу результатов специальной оценки, т.е. со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Законом установлено, что оценку могут провести специализированные организации, обладающие для этого всем необходимым и в обязательном порядке сертифицированным оборудованием. Ведь возможно, придется замерять такие показатели как влажность, освещенность, вибрации и тп. и тут без специализированной аппаратуры никак не обойтись. Чтобы удостовериться в том, что компания уполномочена делать такую оценку, стоит проверить ее наличие в реестре на сайте Минтруда. Компания ЭкоСтар, партнер данного выпуска Картотеки, зарегистрирована в этом списке под порядковым номером 429

Все семинары по теме Профстандарт «Бухгалтер»

www.klerk.ru

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения  оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января  2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859). Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2). Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;

— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.  При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014. О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено Приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н, который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу. О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте здесь.

kontur.ru

Специальная оценка условий труда (СОУТ): зачем она нужна и кто ее проводит

Для прочтения нужно: 3 мин.

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Кому нужна специальная оценка условий труда: положения 426-ФЗ, бизнес и безопасность

Организация специальной оценки условий труда входит в обязанности любого работодателя, в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих сотрудников. Это предписывается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Не подлежат специальной оценке условий труда рабочие места сотрудников, указанные в подпунктах 3 и 4 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка условий труда — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. В случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай (кроме несчастного случая по вине третьих лиц), выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание инспектора Государственной инспекции труда или на проведении СОУТ настаивает профсоюз, работодатель также обязан провести СОУТ (в этих случаях она называется внеплановой). На это отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом:

  • Образование комиссии по проведению СОУТ (статья 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. В ее состав входят и представители работодателя, и представители профсоюзной организации (либо иного представительного органа работников). Состав комиссии утверждается приказом. Представители организации, проводящей СОУТ (экспертной организации), в комиссию не входят. Общее количество членов комиссии вместе с председателем должно быть нечетным.
  • Составление и утверждение перечня рабочих мест для СОУТ. Образованная работодателем комиссия подготавливает и утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
  • Поиск экспертной организации. Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям: в уставных документах организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ, организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из них — с высшим образованием по одной из специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений. Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является уведомление о ее включении в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного уведомления. При этом после заключения договора работодатель обязан передать экспертной организации сведения о рабочих местах, на которых проводится СОУТ.
  • Проведение идентификации производственных факторов, подготовка декларации на основании идентификации рабочих мест. Осуществляется экспертом по СОУТ из экспертной организации на основе изучения предоставляемых работодателем сведений о рабочих местах.

    На заметку

    У эксперта нет обязанности лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации — если ему достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

    Если по результатам идентификации вредные или опасные условия труда на рабочих местах не выявлены, на основании соответствующего заключения эксперта работодателем оформляется и подается в территориальный орган Роструда (Государственную инспекцию труда в субъекте РФ) декларация соответствия условий труда на этих рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Распределение рабочих мест по классу вредности на основании проведенных измерений, составление отчета. Если вредные или опасные факторы были идентифицированы, специалисту организации (как правило, сотруднику лаборатории, проводящей СОУТ) необходимо провести соответствующие инструментальные измерения. По их результатам осуществляется разделение условий труда на рабочих местах на определенные классы по степени вредности (классы условий труда). При этом в случае, если на рабочем месте установлены оптимальные или допустимые условия труда (кроме рабочих мест, которые подпадают под ограничения части 6 статьи 10 Закона), работодатель также составляет и подает в Государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда на этом рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда. Специальная оценка условий труда на предприятии является основой реализации конституционного права каждого работника на безопасный труд.

Результаты СОУТ, или Зачем нужна специальная оценка условий труда

По результатам оценки оформляется отчет о СОУТ. Он содержит:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Отчет о проведении СОУТ подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем. Работники, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ должны быть ознакомлены с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Сведения о проведении СОУТ и ее результаты в те же 30 календарных дней должны быть размещены на сайте организации. В экспертную организацию в течение не более 3 рабочих дней со дня утверждения направляется подписанный комиссией отчет (копия) о проведении СОУТ.

Условия труда могут быть по результатам специальной оценки признаны:

  • оптимальными (класс условий труда 1);
  • допустимыми (класс условий труда 2);
  • вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, в сторону увеличения вредности);
  • опасными (класс условий труда 4).

Если условия труда признаны вредными или опасными, работники имеют право на получение соответствующих гарантий и компенсаций (конкретная номенклатура определяется в зависимости от установленного класса условий труда), предусмотренных ТК РФ. Это:

  • не более 36 рабочих часов в неделю (статья 92 ТК РФ);
  • дополнительный оплачиваемый отпуск, не менее 7 календарных дней ежегодно (статья 117 ТК РФ);
  • не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ).

К сведению!

Работодателю СОУТ дает возможность сократить пенсионные отчисления в отношении работников, чьи профессии или должности включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

СОУТ и решение спорных вопросов с работниками организации

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность юридического лица за непроведение специальной оценки условий труда

Если работодатель своевременно не провел СОУТ либо провел ее с нарушениями установленного порядка проведения, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в случае:

  • Предупреждение или денежный штраф. Сумма 5 000–10 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц — 60 000–80 000 рублей. Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей, для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей. Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.

В случае, если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания:

  • Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев.
  • 180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.
  • Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет.

Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2018 года.

Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов. Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, обратитесь в другую организацию. Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете. Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на вашей стороне.

www.kp.ru

Спецоценка: просто о сложном

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 6 июня 2014 г.

Содержание журнала № 12 за 2014 г.

С этого года все организации обязаны проводить спецоценкуч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). А ее непроведение со следующего года чревато штрафами. Мы расскажем о некоторых нюансах.

Кого касается спецоценка

Малые предприятия тоже должны проводить спецоценку

Даже если у вас работает всего 2 человека — директор и бухгалтер, — вам надо проводить спецоценку. Никаких исключений для малых предприятий нет, и неважно, какая у вас численность работниковч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Причем ваш директор должен лично участвовать в комиссии по спецоценкеч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ.

Отсутствие деятельности не освобождает от спецоценки

Если в компании оформлен только один директор и компания деятельности не ведет, спецоценку надо проводить, если у директора есть рабочее место вне дома. Если же он выполняет обязанности директора на дому, то проводить спецоценку не надоч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.

Для дистанционных рабочих мест и надомников не нужна спецоценка

Если все сотрудники фирмы — дистанционные и надомные работники, что указано в их трудовых договорах, то спецоценку проводить не надоч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.

Безопасные условия труда не освобождают от спецоценки

Даже если новое рабочее место аналогично уже существующим, все равно надо проводить спецоценкуп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Если по результатам аттестации условия труда в организации были признаны безопасными, то не надо было проводить повторную аттестацию. Однако на этом основании сейчас нельзя просто подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям без проведения их спецоценкич. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Если проведенная спецоценка подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5 лет после этого у вас не будет несчастных случаев (профзаболеваний), то повторную спецоценку вы можете не проводить. Достаточно будет подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 летч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

В офисах надо проводить спецоценку

Если в компании только офисные рабочие места, спецоценку надо будет провести обязательноч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Но, скорее всего, она завершится для вас на этапе идентификации: если эксперт оценивающей организации не идентифицирует вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах в вашем офисе, то условия труда на рабочих местах признаются комиссией допустимыми. Тогда второй этап спецоценки — исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов — не проводитсяч. 2, ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих местч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, а именно:

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Спискиподп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ; Списки № 1 и № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с занятостью на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (повышение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда, сокращенное рабочее время — не более 36 часов в неделю, дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней)статьи 92, 117, 147, 219 ТК РФ;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

И если спецоценка закончится для вас на этапе идентификации, то достаточно будет оформить по утвержденной формеприложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативамч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ. Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке надо подать эту декларацию в трудинспекцию региона по месту нахождения компаниипп. 3—5 приложения № 2 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н:

  • почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя;
  • посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда (сейчас сервис проходит финальную стадию тестирования).

Оценивают не штатные единицы, а рабочие места

Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании. Или же на имеющемся оборудованном рабочем месте может никто не работать, так как эта должность в штатном расписании в момент проведения спецоценки вакантна.

Если нет «вредников», со спецоценкой можно не торопиться

Если у организации, которая раньше никогда не проводила аттестацию рабочих мест, нет «вредных» рабочих мест, то с проведением спецоценки можно не спешить. Вам надо завершить спецоценку до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Сроки проведения спецоценки

Для новых фирм сроки те же, что и для действующих

Спецоценку рабочих мест вновь созданных организаций надо провести в течение полугодап. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“Вновь созданные организации обязаны проводить внеплановую оценку рабочих мест, так как все рабочие места у них вновь организованныеп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Работодатель обязан отразить все вновь организованные рабочие места в структуре организации, в частности в технической документации, либо в локальных нормативных актах. Если рабочее место вводится в эксплуатацию путем составления акта приемки — то со дня подписания акта. В других случаях днем введения рабочего места в эксплуатацию следует считать включение должности, по которой работник трудится на вновь созданном рабочем месте, в штатное расписание организации”.

Вместе с тем если вы планируете открыть фирму в ближайшее время и там не будет «вредных» рабочих мест, то спецоценку вы можете проводить поэтапно в течение 5 лет, то есть до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Когда проводить спецоценку, если срок действия аттестации истекает в 2014 г.

Если срок действия аттестации, по результатам которой условия труда были признаны допустимыми, истекает в 2014 г. и в организации нет «вредников» по Спискам, проводить спецоценку можно поэтапно до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ Ведь у вас нет «вредных» рабочих мест.

Спецоценку можно проводить до истечения срока аттестации

Если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1—3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, а организация провела мероприятия по улучшению условий труда, то дожидаться окончания срока действия аттестации не обязательно. Можно провести спецоценку и раньше. Ведь если по результатам спецоценки условия труда будут признаны допустимыми (2 класс), то с даты утверждения отчета о спецоценке вы больше не обязаны будете предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, а также уплачивать взносы в ПФР по доптарифуч. 3, 4 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее — Закон № 421-ФЗ); ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Как проводить спецоценку

Аттестующие организации пока могут проводить спецоценку

Перечень аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно найти: сайт Минтруда → Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

За проведением спецоценки можно обратиться в ту же организацию, которая проводила у вас аттестацию рабочих мест.

Эта фирма вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестата ее испытательных лабораторий. Если срок действия аттестата истекает в этом году, то она может проводить спецоценку до его окончанияч. 1, 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ.

Рабочие места «разъездников» оценивают в общем порядке

Как провести спецоценку рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы, выполняющих ремонтные и монтажные работы по месту нахождения организаций-заказчиков, нам рассказали в Роструде.

“Спецоценка условий труда работников с разъездным характером работы (это должно быть отражено в трудовом договоре) проводится в общем порядке в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Спецоценке может подлежать часть таких рабочих мест с отнесением других рабочих мест к аналогичным.

При заключении трудовых договоров, в соответствии с которыми работник будет выполнять работу не по месту нахождения работодателя, можно в них предусмотреть дополнительные условия, в частности о рабочем месте. Тогда спецоценка условий труда будет проводиться как раз на тех рабочих местах, которые указываются в трудовом договоре”.

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович Роструд

На спецоценке аналогичных рабочих мест можно сэкономить

Если комиссия по проведению спецоценки, определяя перечень рабочих мест, выявит аналогичные, то проводить спецоценку каждого такого места не нужно — хватит проверки 20% от их общего количества (но не меньше двух таких рабочих мест)ч. 5 ст. 9, ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ. Однако если в процессе спецоценки выяснится, что хотя бы одно из таких рабочих мест не отвечает признакам аналогичности, спецоценку придется провести на всех рабочих местахч. 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ.

Аналогичные рабочие места — это рабочие местач. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ:

  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на которых трудятся работники:

— одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;

— в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;

— с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

— обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Итоги спецоценки

Куда надо направлять результаты спецоценки

По результатам спецоценки проводившая ее специализированная организация оформляет отчетч. 1—3 ст. 15 Закона № 426-ФЗ по утвержденной формеприложение № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Он должен быть подписан всеми членами комиссии по спецоценке, включающей представителей работодателя и работниковч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ. Вы можете, но не обязаны направить результаты спецоценки в трудинспекцию по месту нахождения. Это имеет смысл делать, чтобы подстраховаться на случай, если оценивающая организация не введет данные в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Она обязана будет это делать с 2016 г. Тогда данные введет трудинспекция.

Форму отчета о проведении специальной оценки условий труда в электронном виде можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Если у вашей компании есть сайт, то вы обязаны разместить сводные данные о результатах спецоценки на нем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчетач. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.

Кроме того, вы должны в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки также в течение 30 календарных дней, исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпускап. 4 ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.

Указываем условия труда на рабочем месте в трудовом договоре

В трудовом договоре обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем местест. 57 ТК РФ. Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Это условие может выглядеть так.

3.5. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми условиями труда (2 класс), что подтверждается отчетом о проведении специально оценки условий труда, утвержденным 01.07.2014.

После проведения спецоценки и утверждения отчета о спецоценке такое условие надо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор был заключен до проведения спецоценки, то это условие включается в трудовой договор после ее проведения дополнительным соглашениемст. 57 ТК РФ; Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298. Если сотрудник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая спецоценка в течение 6 месяцев с момента его созданияп. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, такое условие также включается в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения после утверждения отчета о спецоценке.

Какие компенсации «за вредность» положены работникам в этом году

До проведения спецоценки вы должны предоставлять работникам те же гарантии и компенсации, что и в прошлом году, если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1—3.4) и (или) опасные (класс 4) условия трудап. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка рабочих мест минует лишь те компании, у которых все сотрудники работают дистанционно либо на дому

Это как минимумстатьи 92, 117, 147 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014); п. 1 Постановления Правительства от 20.11.2008 № 870:

  • увеличение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда;
  • дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней;
  • сокращенная рабочая неделя не более 36 часов.

Если впоследствии спецоценка подтвердит прежние условия труда, то гарантии и компенсации надо будет предоставлять в тех же размерах, что и до проведения спецоценкич. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ. И только если спецоценка признает условия труда допустимыми, работникам не надо будет предоставлять гарантии и компенсации «за вредность»Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298.

Если по результатам спецоценки объем предоставляемых работнику гарантий и компенсаций (надбавка к зарплате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск) изменился, надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, изменяющее его положения об условиях труда и предоставляемых гарантиях и компенсацияхст. 57 ТК РФ.

Взносы в ПФР по доптарифу не зависят от результатов аттестации

Если по результатам аттестации установлен оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда, но у вас есть рабочие места, приведенные в подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списке № 2утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10, вы должны платить взносы в ПФР по доптарифу в размере 4%ч. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ; ч. 2 ст. 58.3 Закона 24.07.2009 № 212-ФЗ; Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298. Прекратить уплату взносов в ПФР по доптарифу вы сможете, только если те же условия труда установит спецоценка.

Когда за «вредников» не надо платить взносы в ПФР по доптарифу

Если по результатам аттестации по всем рабочим местам установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1—3.4) условия труда, но ни одна из должностей не указана в подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списках № 1 и № 2утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10, то платить взносы в ПФР по доптарифу не надоПисьмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. 1). Ведь ваши сотрудники не заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

***

Если у вас есть «вредные» рабочие места, то вам, возможно, имеет смысл поторопиться со спецоценкой, не дожидаясь истечения срока действия результатов аттестации. Ведь только это позволит вам сэкономить на взносах в ПФР по доптарифу, если условия на рабочем месте, включенном в «пенсионные» Списки, будут признаны допустимыми.

glavkniga.ru


Смотрите также