Технические средства безбарьерной среды что это такое


БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА, ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Безбарьерная среда – это среда, в которой все виды преград для осуществления продуктивной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями максимально устранены. Это среда, в которой человек чувствует себя полноценно, самостоятельно, независимо и комфортно во всех смыслах: психологическом, культурном, физическом, социальном.

Главным принципом “безбарьерной среды жизнедеятельности” (БСЖ) является доступность жилых и общественных зданий для людей с ограниченными возможностями.

БСЖ может быть сформирована за счет:

использования пандусов и поручней во входных группах и внутри зданий;

оснащения жилых помещений адаптационной оргтехникой (кухни, жилые комнаты, санитарно-гигиенические места);

использование автономного мобильного ПТС (подъемно-транспортное средство) как внутри помещений, так и во входных группах зданий и сооружений, а также в ландшафтной зоне, прилегающей к ним;

ПТС наклонного и вертикального перемещения.

Входная группа зданий.

Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другими устройствами (подъемными устройствами наклонного или вертикального перемещения), обеспечивающими возможность подъема граждан данной категории на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

Вход в здание на одном уровне с тротуаром без лестниц и пандусов – это идеальное решение проблемы беспрепятственного доступа при проектировании зданий и сооружений.

Двери в здания и помещения на путях движения человека в кресле-коляске не должны иметь порогов, либо их высота не должна превышать 0,025 м и, по возможности, иметь устройства автоматического открывания (закрывания).

Внутренние помещения.

Внутренние помещения должны быть оснащены:

Набором опорных поручней в соответствии с действующими стандартами и строительными нормами и правилами.

Адаптационными средствами оргтехники, включая санитарно-гигиенические места, жилые комнаты и кухни для безбарьерного доступа к ним людей с ограниченными опорно-двигательными функциями.

Гаражи и паркинги.

На каждой стоянке автотранспортных средств (около жилых зданий, производственных предприятий, предприятий торговли и сферы услуг, медицинских, спортивных, культурно-зрелищных учреждений, предприятий) выделяется не менее 10 процентов оборудованных специальными знаками и разметкой мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

К местам парковки должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, исключающий высокие бордюры, узкие проходы (проезды) и т.д.

Доступность прилегающих к зданиям и сооружениям садово-парковых, ландшафтных зон и скверов.

Для обеспечения безбарьерного доступа людей к различным социальным и культурным объектам (киноконцертный зал, спортивная площадка, бассейн, природоландшафтная зона и т.п.), в том числе и передвигающихся на креслах-колясках пути подхода (подъезда) должны быть оснащены противоскользящими покрытиями и противобуксовочными средствами.

Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный – 5%, поперечный – 1-2%.

На сложном рельефе следует предусмотреть устройство серпантинных трасс с уклонами в пределах нормы, а также использование пандусов и различных подъемных устройств, как стационарных, так и мобильных.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог должен быть предусмотрен пониженный бордюр достаточной ширины (не менее 900 мм) и с безопасной высотой бортовых камней (не менее 2,5 см).

Все лестницы на пути движения человека в кресле-коляске должны быть продублированы пандусами или подъемниками.

В жилых районах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения, следует предусматривать места отдыха со скамейками (не реже чем через 300м).

Универсальными для подобных случаев средствами могут являться мобильные автономные подъемники, использование которых для людей, двигающихся в креслах-колясках, практически, сводит на нет барьеры как в парковых и садовых зонах, так и в помещениях.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» И ЕЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Программа «Доступная среда» была утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года. Это событие послужило знаком готовности Федерации отстаивать права ограниченных людей и проводить финансовую поддержку по их реабилитации и адаптации на основании международного договора – конвенции о правах инвалидов от 13.12.06 года.

ервоначально федеральная программа была рассчитана на четыре года: с 2011 года по 2015 год. Впоследствии ее действие было продлено до 2020 года. На сегодняшний день комплексные

Основная цель программы – образование законных условий для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями. При этом необходимо дополнить их экономически важными приоритетами снабжения таких граждан.

Дополнительное целевое направление развития программы:

Увеличение объектов инфраструктуры, которые будут заниматься реабилитацией, лечением и психологической коррекцией инвалидов.

Проведение социологического опроса среди людей с ограниченными возможностями для выявления их мнения, как относятся обычные граждане к проблеме инвалидов.

Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами, в том числе и с детьми, с целью уравнения их количества в различных муниципалитетах и субъектах Федерации.

Подготовка профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе их обучениеи повышение квалификации.

Увеличение количества ограниченных граждан, как взрослых, так и детей, которые воспользовались услугами государственной программы.

Обучение и трудоустройство инвалидов, если они в состоянии осуществлять какую-либо деятельность.

Увеличение количества медицинских учреждений, оснащенных специализированным оборудованием для работы с пациентами ограниченными по здоровью или психике.

Основные задачи социальной программы:

Одинаковый доступ для любого ограниченного индивида в сферах обслуживания таких лиц.

Предоставление бесплатного или льготного медицинского обслуживания на равных условиях с остальными гражданами.

Организация курсов по обучению и повышению квалификации инвалидов с последующим их трудоустройством.

Объективность и непредвзятость медицинской экспертизы.

Гарантирование открытости для такой категории граждан госучреждений, необходимых для их жизнедеятельности. Цели подпрограммы – создание определенных предпосылок для получения объективной информации по вопросам ограниченных лиц, а также создание свободного доступа и качественного обслуживания в государственных учреждениях.

Совершенствование систем по адаптации и абилитации таких граждан. Основная задача: создание и развитие отдельных отраслей промышленности для производства предметов, необходимых инвалидам для их более эффективной жизнедеятельности и сосуществования в обществе, а также определение и внедрение законодательной базы, регламентирующей и решающей проблемы таких людей.

Улучшение медицинского контроля и экспертизы для инвалидов. Цели: организация более объективных методик проведения медицинского обследования таких лиц, а также предоставление им современной медицинской помощи.

Мероприятия по программе «Доступная среда»

Во исполнение социальной программы определен перечень мероприятий, которые разграничены по выполнению в зависимости от подпрограммы.

Перечень мероприятий по подпрограмме № 1:

Проектирование и создание архитектурных сооружений общего пользования с учетом нужд инвалидов. Например, введение универсального дизайна в школе;

Установка баннеров и специальных карт для улучшения информированности людей с ограниченными возможностями для улучшения поиска госучреждений, специализируемых на таких граждан.

Организация культурных мероприятий, где инвалиды могут принимать участие наравне с полноценными гражданами.

Адаптация строящегося жилья под нужды инвалидов.

№2:

Разработка национальных шаблонов для адаптации людей с ограниченными способностями в общество. Например, специальные занятия в школах для повышения информированности у обычных детей.

Организация более эффективного взаимодействия с госучреждениями по субъектам Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов.

Решение вопроса трудоустройства таких граждан.

Специализированные работы с детьми-инвалидами с целью их дальнейшей адаптации в обществе.

Заключение

«Доступная среда» — целевая программа по реабилитации, абилитации и адаптации инвалидов и людей с ограниченными способностями. Основные цели:

Увеличение реабилитационных центров и улучшение качества их обслуживания.

Подготовка профессиональных кадров по работе с инвалидами.

Улучшение медицинской экспертизы по определению степени ограниченности.

Введение инновационных международных разработок и концепций.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Доступная безбарьерная среда для инвалидов

Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

Первоочередные задачи:

  1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
  2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
  3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
  4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

  • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
  • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Развитие инфраструктуры

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

  • информация в наглядном, звуковом формате,
  • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
  • сигнализация на каждом действующем светофоре,
  • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
  • комнаты санитарно-гигиенического типа,
  • пандусы,
  • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

В 2017 году Федеральный закон, касающийся защиты интересов инвалидов, был дополнен обязанностью всех компаний оказывать услуги населению. Он стали обязаны проводить подробные инструктажи работникам, которые заняты абсолютно любой деятельностью с людьми с ограниченными возможностями, в части вопросов полного обеспечения социальной среды для всех людей.

Подпрограммы «Доступной среды»

Серьезные задачи разделены для быстрого их достижения на маленькие сегменты в целях конкретизации и детализации их воплощения.

Начиная с 2017 года, выделяются интересные подпрограммы:

  1. Усовершенствование действующего процесса по предоставлению государственных услуг.
  2. Повышение существующего уровня адаптации граждан. Как пример, это принятие новых законодательных актов.
  3. Совершенствование предоставления услуг в клиниках. Как пример, выработка дополнительных объективных критериев, используемых при проведении медицинской экспертизы.

Закон о доступной среде для инвалидов

Внедрение инноваций началось давно. Согласно принятой Конвенции ООН, посвященной правам инвалидов, люди, у которых ограниченные с рождения возможности представляют собой самостоятельных личностей, имеющих по ФЗ России право на участие в любой сфере жизни. Государство по условиям документов обязано обеспечить формирование открытого доступа ко всем необходимым услугам, объектам.

Олег Смолин, занимающий пост одного из председателей Комитета ГД РФ в сфере образования подчеркнул: «Согласно положениям государственной программы число инвалидов, работающих в различных фирмах в разрезе общего количества инвалидов трудоспособного возраста через два года в стране должно быть на отметке в 40 % , а впоследствии и вовсе переступить отметку в 50%».

Обустройство сооружений имеет не один десяток нюансов. Серьезное внимание должно уделяться вопросу качества используемых при строительстве материалов и безопасности конструкций. Во время возведения построек важно учитывать государственные стандарты, своды правил и правила безопасности, касающиеся вопросов использования платформ нового типа для людей с ограниченными возможностями.

Реализация программы

Подробная проработка наравне с реализацией широкого комплекса мероприятий, касающихся выполнения условий формирования в стране безбарьерной для общества атмосферы – дело не одной недели, а возможно нескольких лет. Объединяются ресурс из смежных разных сфер. Поэтому государство вводит на это время привычный период переходного типа.

Проект реализации состоит из конкретного количества мероприятий по созданию комфортной среды, обеспечения каждому желающему беспрепятственного доступа к необходимым услугам.

Цель, которую стремится достигнуть вся страна – комфорт.

На этапе проработки комфортной среды для проживания используются ориентиры. Государство предлагает разнообразные изменения, смежные тем или иным образом с основным вопросом помощи инвалидам:

  1. В документы, закрепляющие процесс реализации избирательных гражданских прав введено дополнительное требование, распространяющееся на специально предназначенное для голосования оборудование в зданиях, чтобы участники отдавали голос в комфортной для себя среде.
  2. В законы, которые регламентируют перевозки по стране, дополнительно внесены изменения.

Заключение

Федеральную программу такого уровня невозможно переоценить. Уже с детства такие люди в социальной среде не должны чувствовать себя оторванными хоть на чуть-чуть от общества. По этой причине поддержка, содействие власти в получении услуг людьми с ограниченными возможностями важны. Благодаря системе мер, которая сформировалась в последнее время, постепенно удастся добиться реконструкции всех действующих социально значимых объектов, а это значит, что инвалиды с раннего детства смогут находиться в социуме со своими ровесниками.

Доступная среда для инвалидов: правила организации безбарьерного пространства

Примерно 8% населения России – это люди с ограниченными возможностями здоровья. Гигантская цифра, за которой стоят реальные люди с реальными проблемами. В наших силах сделать жизнь этих людей проще и комфортнее. Речь идет о создании специальных условий внутри и снаружи помещений, а также в транспорте, чтобы люди с ограниченными возможностями не испытывали трудностей в передвижении  и получении важной информации.

В данной статье мы расскажем, какие требования к помещениям предъявляются в соответствии с государственной программой «Доступная среда для инвалидов». В частности рассмотрим основные средства организации доступной среды в государственных, муниципальных и коммерческих учреждениях.

С техническими же деталями вы можете ознакомиться в «своде правил доступности зданий и сооружения для маломобильных групп населения». Ссылки на нормативные документы, актуальные в январе 2019 года, будут указаны в конце статьи.

Основная цель программы «Доступная среда»

По программе «Доступная среда» все помещения общественного назначения должны быть адаптированы под инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках, кресло-каталках и с помощью прочих средств реабилитации. Также необходима адаптация под людей с отсутствующим зрением и слухом (либо просто слабым).

Причем формирование доступной среды для инвалидов должно проводиться не только для удобства передвижения, но и в целях экстренной эвакуации. При пожарах и прочих форс-мажорных обстоятельствах маломобильные группы населения должны иметь возможность самостоятельно выбраться из здания.

Входные группы

Одним из самых главных требований к помещениям по программе «Доступная среда» является правильная организация входа в здание.

Подход к зданию

К зданию необходимо провести бетонную тактильную плитку черного или желтого цвета. В идеале она должна отходить от тротуарной тактильной дорожки и вести к входной группе (крыльцу). Однако тактильные дорожки на тротуарах явление не повсеместное, поэтому достаточно вывести плитку где-то на середину пешеходной зоны.

Для слабовидящих и слепых перед лестницей дополнительно выкладывается с использованием бетонной тактильной плитки прямоугольный блок, оповещающий о начале препятствия в виде ступенек.

Лестница: пандус, лифт, перила и прочее

На входе в здание при наличии лестницы, должен быть оборудован пандус для заезда на инвалидной коляске. Наклон любой из секций пандуса не должен превышать установленных норм. Также необходимо соблюсти рекомендуемую ширину подъема и установить поручни с обеих сторон. После каждого марша необходима площадка, позволяющая поворачивать и разворачиваться.

При невозможности установки пандуса, можно заменить его вертикальным электрическим подъемником на пульте управления (лифтом).

Если расположение здания не позволяет установить и лифт, то требуется установка в доступном для инвалидов месте кнопки вызова помощи. После нажатия кнопки на улицу должен выйти специалист и помочь человеку на кресло-коляске подняться по лестнице. Кнопку стоит установить и при отсутствии лестницы, если используется распашная дверь, которую на коляске крайне сложно открыть.

Сами ступеньки должны иметь накладки с противоскользящим рифленым покрытием. На самой нижней и самой верхней ступеньке пролета рекомендуется устанавливать желтые накладки, а на промежуточные – черные. Лучше использовать для данных целей тактильную ленту с алюминиевым корпусом, она служит наиболее долго.

Для инвалидов по зрению лестницы также снабжаются перилами. Причем даже короткие лестничные марши требуют наличия прочных перил, которые могут выступать в роли надежной опоры.

Лестницы обязаны иметь подступенки. Конструкции с открытым расстоянием между горизонтальными поверхностями ступеней использовать нельзя. Стоит отметить, что они представляют опасность не только для слепых и слабовидящих, но и для людей без проблем со зрением. Поэтому не стоит пренебрегать подступенками в пользу декоративности или экономии.

Двери

Двери при входе рекомендуется использовать раздвижные с датчиком движения. Для полностью или частично прозрачных проемов необходима специальная разметка с применением контрастной ленты. На открывающиеся створки наклеиваются круги или квадраты яркого цвета (лучше всего желтого). Также выделяются контуры дверей лентой аналогичного цвета.

Внутренняя организация помещений

Внутри помещений основные пути размечаются с использованием тактильной плитки (можно ПВХ вместо бетонной) или тактильных индикаторов. Индикаторы можно применять, как на штифтах, так и самоклеющиеся. Вторые допускаются только в виде временной меры и в дальнейшем их придется менять на штифтовые или на плитку. Рекомендуется применять индикаторы и плитку ярко-желтого цвета.

Двери

Прозрачные конструкции внутри помещений также окантовываются желтой лентой, а на створки наклеиваются круги или прямоугольники. На кабинетах и других помещениях общего использования устанавливаются тактильные таблички с дублированием информации шрифтом Брайля.

Информирование

Направление движения к важным объектам (туалет, парковка и т.д.) указывается путем монтажа к стенам тактильных пиктограмм.

Также обязательно наличие плана здания со шрифтом Брайля в виде тактильной мнемосхемы.

Лестницы

Внутренние лестницы обязаны иметь перила и противоскользящие накладки из тактильной ленты по аналогии с уличными конструкциями. Также желательно на перила наклеивать тактильные наклейки с указанием этажа.

Санузел

В здании должен быть хотя бы один санузел, соответствующий требованиям программы «Доступная среда для инвалидов». Отличается адаптированный для маломобильных групп населения туалет от обычного не сильно, поэтому процесс переделки не такой уж и сложный.

  • Унитаз. С двух сторон от унитаза устанавливаются металлические поручни. Один из поручней обязан быть откидным, убираясь параллельно стене, чтобы можно было подъехать на инвалидной коляске. Второй может быть фиксированным.
  • Раковина. Для раковин используется один цельный поручень, либо два отдельных. Рекомендуется устанавливать именно цельную конструкцию с настенно-напольным креплением, так как она наиболее надежна и безопасна при эксплуатации.
  • Писсуар. При наличии писсуаров в санузле хотя бы один должен иметь поддерживающие поручни, помогающие ослабленным людям держать равновесие. Рекомендуемый вариант цельная конструкция с креплением к стене и полу, но допустим и монтаж только к стене в нескольких точках.
  • Дополнительно. Также рекомендуется устанавливать поручни возле других функциональных элементов, таких как сушка для рук, держатель бумаги для вытирания рук и т.д. Возле унитаза и раковины стоит прикрепить кнопку вызова помощи на случай, если маломобильный человек упадет или просто не сможет подняться.

Если вы хотите адаптировать санузел для инвалидов не «ради галочки», а добросовестно, то установите специальную раковину и унитаз. Раковина идет с выемкой посередине, что упрощает подъезд к ней на кресло-коляске. Унитаз изготавливается немного выше обычного, что делает процесс пересадки на него ощутимо проще (для дополнительной безопасности лучше отдавать предпочтение именно напольным моделям).

Также существуют специальные зеркала, наклоняющиеся вниз, чтобы в них можно было «смотреться» с инвалидной коляски. Ну и смеситель с длинной ручкой (хирургический) не помешает.

Парковка

При наличии у здания собственной парковки, требуется отведение под нужды инвалидов минимум 10% от доступных мест. То есть, каждое десятое место для парковки транспорта должно быть организовано в соответствии с требованиями программы «Доступная среда».

  1. Места парковки обозначаются разметкой. Ее просто наносить, если использовать специальные шаблоны (трафареты) и краску в баллончиках с распылителем. Ширина одного парковочного места для инвалидов должна быть не менее 3,5 м. Разметку рекомендуется наносить ярко-желтого цвета, особенно в регионах, где зимой выпадает снег.
  2. Помимо нанесения разметки, требуется обозначение парковок с местами для инвалидов дорожным знаком «Инвалид». Обычно он располагается ниже знака «Парковка» на той же стойке.
  3. Инвалид на кресло-коляске должен иметь возможность беспроблемно перебраться с парковочного места на тротуар, не пересекая при этом проезжую часть. При наличии на пути следования бордюров, их нужно убрать, либо установить резиновый съезд / заезд. Также допускается использование стационарного съезда/заезда из бетона или иного материала.

Дополнительно могут устанавливаться демотиваторы, информирующие о недопустимости парковки на местах для инвалидов без наличия права на это.

В заключение

Требования программы «Доступная среда» к помещениям могут показаться чрезмерно строгими и не всегда адекватными. Однако, это не совсем так. Адаптация помещений обходится не так уж и дорого, да и закончить ее можно буквально за пару недель. Взамен вы получите спокойствие и осознание, что сделали нечто на самом деле важное. Коммерческие организации дополнительно улучшат свою репутацию, что в целом позитивно скажется на их деятельности.

Безбарьерная среда в организациях и общественных местах

Для многих людей с особенностями организма безбарьерная среда – это возможность вести независимый и полноценный образ жизни. Формирование доступной среды, в частности, в общественных местах,  является важным условием для обеспечения граждан с физическими ограничениями равными возможностями наряду со всеми.

Многие объекты, которыми здоровые люди пользуются постоянно – лестницы жилых домов, станции метро, кафе, магазины, кинотеатры, государственные учреждения – вызывают у людей с ограниченными возможностями определенные затруднения. Несмотря на это, многие из них хотят жить активно: быть в курсе происходящих событий, посещать различные мероприятия, учиться новому, работать и путешествовать. При создании дружелюбной среды, доступной для людей с нарушенными функциями организма, большое значение имеет не только обеспечение доступа инвалидов-колясочников и людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата к жилым, общественным и государственным зданиям. Также важно учитывать необходимость создания безбарьерного доступа ко всем видам транспорта (воздушному, железнодорожному, автомобильному, водному), связи и информационным ресурсам.

Реализуя комплексный подход по созданию безбарьерной среды, нужно помнить про оснащение объектов инфраструктуры специальными средствами, соответствующими потребностям различных категорий граждан: людей с нарушениями слуха и зрения, маломобильных групп населения (временно нетрудоспособных людей, малолетних детей, беременных женщин, пожилых, людей с детскими колясками).  Для того, чтобы создать необходимые условия для максимальной адаптации людей с особыми потребностями и сделать окружающую среду доступной, целесообразно дооборудовать ее специализированными средствами. Созданные с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, они позволят вести независимый образ жизни и обеспечат комфортный доступ ко всем общественным местам.

  • пандусы;
  • подъемники;
  • поручни;
  • системы открывания дверей;
  • информационные терминалы;
  • индукционные системы;
  • беспроводные кнопки вызова;
  • информационные знаки, таблички и мнемосхемы

Посмотреть весь каталог предлагаемой продукции >>

Доступность — что это?

Доступность объектов и услуг – это возможность посещения мест, зданий и помещений, возможность получения услуг, пользования приспособлениями для всех: и для обычных людей и для маломобильных граждан, в том числе инвалидов разных категорий.

Главная задача доступной среды - обеспечить равенство и удобство всем без исключения.

Безбарьерная доступная среда – социально-ориентированная инфраструктура, построенная таким образом, чтобы каждый человек мог в полной мере получать все услуги и пользоваться всеми благами, независимо от своих физических возможностей. Граждане с ограниченной подвижностью или мобильностью, а также инвалиды всех категорий должны иметь такой же доступ ко всей инфраструктуре, как и люди, не имеющие физических ограничений.

При организации безбарьерной среды необходимо проследить, чтобы все значимые объекты, продукты и услуги были без каких-либо ограничений доступны всем гражданам, нуждающимся в особых условиях:

  • дети в возрасте до 7 лет;
  • мамы с детьми в колясках;
  • женщины на поздних сроках беременности;
  • пожилые люди;
  • люди, перемещающиеся при помощи костылей или ходунков;
  • инвалиды в креслах-колясках;
  • люди, возможности которых ограничены временно (переломы и другие серьезные травмы);
  • инвалиды с частичной или полной потерей зрения или слуха;
  • люди со сниженными когнитивными и ментальными способностями.

Доступность объекта включает три ключевых аспекта:

Архитектурную доступность >>

Данное понятие подразумевает, что организация безбарьерной среды производится так, чтобы для всех граждан полной доступностью обладали следующие зоны объекта:

  • все пути перемещения внутри объекта, а также пути эвакуации;
  • вход и прилегающая территория;
  • функциональные зоны (места, где проводятся целевые мероприятия);
  • зоны обслуживания (кассы, гардеробные и прочее);
  • медпункты;
  • санитарные и служебные помещения.

Информационную доступность >>

В понятие информационной доступности входят такие составляющие как:

  • средства навигации и ориентирования;
  • бумажные источники информации;
  • информационные материалы в интернете.

о всем трем составляющим предоставляются требования. Рассмотрим каждую из них, а также требования к ним подробнее.

Средства навигации и ориентирования

Правильно организованная универсальная безбарьерная среда подразумевает, что каждому посетителю, независимо от физических возможностей, должно быть гарантировано получение информации, важной при посещении данного объекта. Для этого используются визуальные, звуковые или тактильные носители информации.

Систему доступного информирования можно назвать эффективной, если посетители с нарушениями зрения или слуха могут без существенных ограничений пользоваться всеми предоставляемыми услугам, а также без труда ориентироваться в пространстве, не прибегая к помощи окружающих.

Доступная система ориентирования должна обеспечивать: - возможность доступа к необходимой информации в любой момент; - своевременное информирование в экстренных случаях;

- однозначное восприятие информации посетителями.

Чтобы обеспечить максимальную простоту восприятия информации, необходимо использовать единую систему знаков и символов в пределах предприятия или другого объекта. Создание универсальной безбарьерной среды проводится с соблюдением международных стандартов, чтобы лицам с ограниченными возможностями было проще ориентироваться. Важно, чтобы информационные и навигационные знаки позволяли людям с инвалидностью быстро находить такие объекты как:

  • парковочные места;
  • вход и выход;
  • зоны посадки в транспорт и высадки из него;
  • пункты сервисного обслуживания (справочные, кассы, приемная администратора);
  • лифты и подъемники;
  • служебные помещения;
  • пути перемещения и эвакуации.

Печатные информационные материалы

Все печатные материалы с описанием местности, а также особенностей предоставляемых услуг должны подчиняться стандартам, регламентирующим такие характеристики текста как шрифт, цвет, размер, контрастность и прочее. Для лиц с ослабленным зрением предусмотрены дополнительные форматы подачи текстового материала, дублирующие или заменяющие основные надписи:

- Шрифт Брайля; - Large Print;

- Easy Read.

Доступные интернет-ресурсы

Современный интернет предоставляет новые механизмы для взаимодействия с пользователями, имеющими ограничения разной природы. Специальные устройства с альтернативными методами ввода и вывода данных обеспечивают формирование безбарьерной среды и для пользователей сети. Однако и сами сайты необходимо адаптировать для максимально простого восприятия широкой аудиторией. Детальные требования к веб-страницам для посетителей с частичной потерей зрения прописаны в стандарте ГОСТ Р 52872-2007.

Ключевые требования к сайтам для слабовидящих:

  • логичная и наглядная навигация;
  • структура таблиц должна быть максимально простой (без глубокой вложенности), чтобы доступ к каждой ячейке можно было получать последовательно;
  • по возможности следует отказаться от вложенных файлов, для открытия которых требуется дополнительный софт;
  • недопустимо использовать графический код подтверждения (капчу);
  • изображения и гиперссылки должны иметь текстовое пояснение (чтобы его смог озвучить голосовой ассистент смартфона или другого устройства);
  • контрастность, четкие шрифты без лишних засечек;
  •  Возможность изменения размера шрифта.
  • возможность менять размер шрифта.

Графические элементы, присутствующие на странице, можно сопровождать не только текстовыми пояснениями, но и небольшими аудиозаписями, максимально точно описывающими изображение, график или другой элемент. Для людей с нарушениями слуха все аудиофайлы и видеоролики следует сопровождать субтитрами или давать ссылку на скачивание полной текстовой расшифровки файла. А при помощи формата Easy Read можно облегчить восприятие информации для людей с когнитивными и ментальными нарушениями разной степени.

Доступность услуг >>

Данное понятие состоит из трех основных элементов:

  1. Доступность зоны, в которой предоставляются услуги. Сюда входят:

- физическая доступность объектов социальной инфраструктуры (ОСИ);

- доступность средств, обеспечивающих навигацию и ориентирование на ОСИ.

  1. Доступность средств, информирующих об наличии и особенностях услуг. В этом пункте подразумеваются следующие аспекты:

- наличие веб-сайта;

- наличие информации об услугах для инвалидов с детальным описанием по категориям;

- транспортная доступность;

- маршруты движения с разметкой зон, адаптированных для инвалидов с разными категориями.

Также этот пункт включает наличие средств для получения информации людьми с различными ограничениями восприятия непосредственно при оказании услуг.

  1. Качество управления рабочими процессами на ОСИ - здесь оцениваются такие аспекты как:

- качество обслуживания потребителей;

- чистота самого объекта и прилегающего участка;

- состояние оборудования;

- компетентность персонала;

- наличие внутреннего мониторинга качества.

Принципы универсального дизайна

  • Равенство и удобство.  Воспользоваться услугой или продуктом может каждый человек, вне зависимости от физических возможностей, а также наличия различных ограничений.
  • Гибкость использования. Следует учитывать все потенциальные предпочтения разных людей, зависящие от их возможностей и способностей.
  • Интуитивно понятный дизайн. Современные принципы универсального дизайна подразумевают, что любой пользователь может разобраться, как воспользоваться продуктом или услугой, даже не имея соответствующего опыта и не зная языка для прочтения инструкции.
  • Простота восприятия информации. Независимо от текущей степени концентрации пользователя и других особенностей его восприятия, всю необходимую информацию он должен получать в максимально доступной форме.
  • Минимизация риска ошибок. Продукт не должен представлять опасности, даже будучи использованным неправильно или не по назначению.
  • Минимум физических усилий. Каждый человек, независимо от своего физического состояния должен иметь возможность воспользоваться продуктом или услугой, не прикладывая излишних физических усилий.

Концепция универсального дизайна

Главная задача универсального дизайна – сделать окружающий мир приспособленным для максимально удобного проживания всех людей, независимо от их физических возможностей. Достижения современной медицины позволили существенно повысить выживаемость людей после серьезных травм, и каждый случай инвалидности при этом индивидуален.

В разных случаях это могут быть такие ограничения как:

  • снижение амплитуды и скорости движений;
  • ограничения восприятия (слух, зрение);
  • осложнение коммуникаций (расстройства речевого аппарата);
  • полная невозможность выполнять определенные действия;
  • снижение ментальных и когнитивных способностей.

Универсальный дизайн для инвалидов подразумевает адаптацию для всех людей с ограниченными возможностями, без привязки к конкретной категории. Любой человек должен иметь возможность полноценно воспользоваться предметом, независимо от того, какие конкретно ограничения у него присутствуют.

Чтобы соответствовать этой концепции, дизайн должен быть предельно простым. Независимо от интеллектуальных способностей, а также степени сосредоточенности пользователь должен понимать, как воспользоваться предметом, даже не имея опыта его использования. Важно, чтобы для использования было достаточно незначительного усилия, требуемое движение имело минимальную амплитуду, а также был исключен риск ошибки из-за неверного движения.

В настоящее время теоретические основы универсального дизайна активно развиваются в связи с повышенным интересом мирового сообщества к данной проблеме. Однако даже существующих на данный момент наработок достаточно для создания хотя бы в ограниченном пространстве такой среды, в которой могли бы комфортно себя чувствовать любые люди, независимо от возраста и имеющихся проблем со здоровьем.

Создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов

Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры различной направленности разработан ряд мероприятий. Кроме того, на законодательном уровне закреплены стандарты доступности, ответственность за соблюдение которых несут органы госвласти и обслуживающие организации. За нарушение или игнорирование обеспечения безбарьерной среды для инвалидов налагаются штрафные санкции.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной, социальной и инженерной инфраструктур

Конвенция о правах инвалидов (принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106) серьезное внимание уделяет обеспечению доступной среды для инвалидов. От государств-участников требуется принимать все необходимые меры для обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной) и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Первоочередной задачей ставится выявление и устранение препятствий, барьеров, которые мешают доступу инвалидов к зданиям, дорогам, транспорту и другим, внутренним и внешним объектам, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. В примерный перечень мер, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктур, Конвенция включает:

  • разработку минимальных стандартов доступности объектов и услуг, которые предоставляются населению, а также их внедрение и контроль за соблюдением всех аспектов доступности хозяйствующими субъектами (как государственными, так и частными);
  • организацию разъяснительной работы, инструктажей по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды;
  • оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля, в легкочитаемой и понятной форме;
  • предоставление различных видов услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения;
  • развитие других надлежащих форм оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающих им доступ к информации.

Стандарты формирования безбарьерной среды для инвалидов

В целях исполнения требований Конвенции о правах инвалидов в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ряд сопутствующих нормативно-правовых актов были внесены изменения, направленные на доступ инвалидов к объектам инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной) и услуг (учреждений культуры и искусства, медицинских организаций, объектов связи, избирательных участков и др.). Закрепляются минимальные стандарты формирования безбарьерной среды для инвалидов: органы государственной власти и местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм должны обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

  • условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
  • условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
  • возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
  • сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
  • надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
  • допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
  • оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Все эти стандарты по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инфраструктуры (транспортной, социальной и инженерной) должны учитываться при строительстве и реконструкции объектов различного назначения.

Постановление по созданию доступной среды для инвалидов

На органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность проведения мероприятий, направленных на повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности. Порядок и сроки разработки таких мер утверждены постановлением по созданию доступной среды для инвалидов, утвержденным Правительством РФ от 17 июня 2019 г. № 599 которое вступает в силу с 1 января 2019 г.20 Регионы на своем уровне реализуют требования международных и федеральных нормативно-правовых актов о повышении уровня доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, расположенных на их территории. Так, в Законе г. Москвы от 17 января 2001 г. №3 о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов указывается, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

  • визуальной и звуковой информацией;
  • специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
  • звуковой сигнализацией у светофоров;
  • телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
  • санитарно-гигиеническими помещениями;
  • пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
  • пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
  • специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
  • пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
  • пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

Дополнительно Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российский Федерации» вменяет в обязанность органам государственной власти, также организациям, оказывающим услуги населению, проводить инструктажи и обучение специалистов, которые работают с инвалидами, по вопросам обеспечения доступной среды для инвалидов и услуг для лиц с ограниченными возможностями.

Если уже построенные объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно приспособить с учетом потребностей инвалидов без проведения их реконструкции или капитального ремонта, то до этого времени собственники таких объектов должны предпринимать все необходимые меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, по возможности, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или дистанционно. Такие меры подлежат согласованию с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего поселения, муниципального района, городского округа.

Требования к обеспечению программы «Доступная среда» для инвалидов

Установлено также требование требования к доступной среде для инвалидов о соблюдении правил обеспечения беспрепятственного доступа при планировании и застройке городов и других населенных пунктов, при формировании жилых и рекреационных зон, проектировании строительства и реконструкции зданий, сооружений и их комплексов, а также при разработке и производстве транспортных средств общего пользования, средств связи и информации. На финансирование указанных мероприятий по обеспечению доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур выделяются целевые бюджетные ассигнования, ежегодно предусматриваемые в составе федерального, регионального или местного бюджетов. Реализация указанного требования программы поддержки инвалидов «Доступная среда» обеспечивается нормами Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в состав проектной документации объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда обязательно должен включаться перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к таким объектам.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в рамках формирования доступной среды для инвалидов обязывает организации, которые производят транспортные средства, а также осуществляют транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых (форм), оборудовать указанные средства, а равно вокзалы, аэропорты и другие объекты транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами для обеспечения инвалидам возможности беспрепятственно пользоваться услугами транспорта.

В рамках создания доступной среды инвалиды имеют право вне очереди получить место под строительство гаража или для стоянки технических и других средств передвижения рядом с местом их жительства. Кроме того, действует императивное правило о выделении мест (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха. Число таких парковочных мест должно составлять не менее 10% от общего количества на стоянке (остановке), как минимум одно место. Согласно организации доступной среды+для инвалидов эти места запрещено занимать другими транспортными средствами. За пользование выделенными парковочными местами с инвалидов не может взиматься какая-либо плата.

Реализация государственной программы поддержки инвалидов «Доступная среда»

Разумеется, разработка и реализация обширного комплекса мер по формированию «безбарьерной среды» для инвалидов — это дело не одного дня и даже года. Для этого необходимо аккумулировать значительные ресурсы — как временные, так и финансовые, в связи с чем государство вводит плановый переходный период. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2019 г. № 297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Программа включает ряд мероприятий по организации доступной среды для инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствования механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы. Главной целью программы обозначена свободная интеграция инвалидов в общество.

В свете создания безбарьерной среды для инвалидов, в связи с принятием дополнительных ориентиров формирования доступной среды инвалидов, обозначенной в Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., с 1 января 2019 г. вступает в силу ряд изменений в смежные с этим вопросом законы:

  • в законодательство, регулирующее порядок реализации избирательных прав граждан и право на участие в референдуме, вводится требование о специальном оборудовании помещений для голосования с целью обеспечения беспрепятственного доступа к ним избирателей и участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем;
  • в законодательство, регулирующее перевозки, вносятся изменения, направленные на повышение уровня доступности для инвалидов внутреннего водного и морского транспорта, предназначенного для обслуживания пассажиров транспорта, и объектов его инфраструктуры; пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.

Услуги по организации доступной среды для инвалидов на транспорте

Осуществляя услуги по организации доступной среды для инвалидов, перевозчик на железнодорожном транспорте и владелец инфраструктуры должны обеспечить доступность объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг инвалидам наравне с другими пассажирами, в том числе:

  • оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;
  • дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах;
  • ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме.

В рамках обеспечения доступной среды для инвалидов на транспорте, на железнодорожных вокзалах пассажирам из числа инвалидов бесплатно должны предоставляться следующие услуги:

  • помощь при передвижении по территории вокзала, в том числе при входе в поезд и выходе из него, до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда, а также обеспечение посадки в транспортное средство инвалидов и высадки из него;
  • предоставление вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок;
  • допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

Государственная программа «Доступная среда»для инвалидов предусматривает в поездах дальнего следования пассажирам из числа инвалидов безвозмездно предоставлять вспомогательные средства, в том числе кресла-коляски, а также обеспечивать провоз собак-проводников при наличии специального документа. На железнодорожных вокзалах и в поездах дальнего следования обслуживать пассажиров должны сотрудники, прошедшие инструктаж или специальное обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов. Пассажиры, являющиеся одновременно инвалидами по слуху и зрению, принимаются к перевозке железнодорожным транспортом общего пользования только в сопровождении пассажира, оказывающего помощь инвалиду.

В рамках реализации программы «Доступная среда» пассажирам-инвалидам разрешается дополнительно провозить, не сдавая в багаж, трость, костыли, носилки и (или) кресло-коляску, предназначенные для личного пользования, сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, без взимания платы.

Согласно программе «Доступная среда для инвалидов» в 2019 году при перевозках автомобильным и городским наземным электрическим транспортом пассажирам из числа инвалидов должны быть обеспечены условия доступности перевозки как их самих, так и багажа. Условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом наравне с другими пассажирами должны удовлетворять тем же требованиям, что и для железнодорожных перевозок.

Ответственность за нарушение обеспечения безбарьерной среды для инвалидов

Административное законодательство устанавливает ответственность юридических и физических лиц за нарушение требований обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в плане беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации. Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает следующие составы правонарушений, посягающих на права инвалидов на «доступную среду»:

  • ст. 5.43: нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • ст. 9.13: уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • ст. 9.14: отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • ст. 11.24: нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей;
  • ст. 12.19: нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 3000 до 5000 рублей.

На уровне субъектов Федерации могут вводиться дополнительные меры ответственности за нарушение законодательства об обеспечении доступной среды для инвалидов. В частности, согласно статье 8 Закона г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3, в случае выявления неоднократного нарушения организацией требований этого закона об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы в период строительства и проведения ремонтных работ объектов и территорий, а также при совершении повторного нарушения в течение 1 года с момента наложения штрафа юридическое лицо подлежит ликвидации в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.


Смотрите также