Публичные слушания что это такое


Статья 28. Публичные слушания, общественные обсуждения / КонсультантПлюс

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 387-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 387-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.10.2017 N 299-ФЗ)

3) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 28 (в ред. ФЗ от 29.12.2017 N 455-ФЗ) применяются в соответствии с ч. ч. 2 - 4 ст. 19 ФЗ от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

(часть 5 введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

6. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан.

(часть 6 введена Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Публичные слушания: правила и порядок проведения, документы и описание процедуры :

Демократия, приходя в общество, приносит с собой определенные новшества, правила, нормы и принципы. Они меняют жизнь населения, делая ее более активной и интересной. Каждому гражданину полезно знать, что такое публичные слушания. Это инструмент влияния человека на государство. Им стоит пользоваться, когда понимаешь, как это правильно делать. Вы знаете? Нет? Давайте разберемся.

Определение

Понятие «публичные слушания» было законодательно оформлено в октябре 2003 года (в РФ). Оно относится к сфере местного самоуправления. Имелось в виду, что население муниципального образования должно принимать участие в обсуждении решений власти. В принципе, желание у граждан присутствовало, но не было механизма учета их инициатив. Его закрепили законодательно, выделив сферу политики для применения.

Таким образом, публичные слушания – это форма волеизъявления гражданского общества. Она не единственная. Существуют и иные формы образования обратной связи руководства муниципальных образований и населения. Особенность понятия «публичные слушания» в том, что при их проведении люди получают возможность влиять на принятие властных решений, участвовать в их формировании. При этом учитывается мнение основных групп населения, осуществляется поиск консенсуса, учет интересов разных слоев.

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично. Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

Немного о местном самоуправлении

Чтобы понять, для чего проводятся публичные слушания по проекту, следует иметь представление о форме организации муниципальной жизни. Руководит всем местная власть, избираемая, согласно основному закону, плебисцитом. Граждане реализуют свои права на участие в управлении, когда отдают свой голос за политические силы. Но на этом их участие в муниципальной жизни не ограничивается.

Механизм взаимодействия властных структур с народом включает в себя инициативы граждан, их самореализацию, организацию публичных обсуждений важных решений и контроль за их исполнением. Эти формы соответствуют нормам демократического устройства общества. Власти совместно с населением должны стремиться к внедрению их в жизнь. Конечно, это идеальная модель. На практике все значительно сложнее. К примеру, организаторы публичных слушаний сталкиваются с проблемами уже на этапе привлечения людей к своим мероприятиям. Но обо всем по порядку.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

Классификация института публичных слушаний

Данный вид работы можно рассматривать с точки зрения ее функциональности, обязательности проведения, инициаторов, целеполагания и так далее. Существуют такие обсуждения, что затрагивают важные для всех вещи. Некоторые касаются лишь часто населения. К примеру, возьмем классификацию по функциям. Публичные слушания могут проводиться в формах:

  • участие населения в решении местных управленческих вопросов;
  • выявление мнения;
  • привлечения к решению государственных задач;
  • осуществления права на информацию.

Если рассмотреть подобную деятельность с точки зрения обязательности проведения, то увидим, какие именно вопросы нельзя решать без общественности. Они указаны в законодательстве. Так, публичные слушания по проекту бюджета должны быть проведены обязательно. К ним привлекаются широкие слои населения.

Назначение публичных слушаний

Перейдем к бюрократическим процедурам. Когда возникает необходимость проведения данного мероприятия, следует издать специальное распоряжение главы муниципального образования. В нем указываются:

  • тема;
  • точная дата проведения;
  • персональный состав организационного комитета, в который включаются представители и власти, и общественности.

Гражданам следует знать, что муниципалитет (представительный орган) рассматривает их инициативу на очередной сессии. Ее могут и отклонить. Законодательно закреплено, что если документ, в котором формулируется инициатива, подписало более пятисот граждан, то слушания назначаются в обязательном порядке. Конечно, это касается не всех вопросов. К примеру, публичные слушания по бюджету проводятся в обязательном порядке. Это мероприятие, согласно нормам действующего законодательства, нельзя отменить.

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

Публикация итогового документа

Этой работой также занимается оргкомитет. Еще семь дней принимаются дополнительные предложения, которые оформляются отдельно от итогового документа. Последний по истечении указанного срока публикуется в местных СМИ, на официальных интернет-ресурсах. Все материалы публичных слушаний передаются главе муниципального образования для дальнейшей работы. Власти обязаны учитывать решение общественности при принятии решений по обсужденному вопросу.

Публичные слушания

Публичные слушания — это обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования с участием жителей муниципального образования.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.

В 2007 г. было проведено 47 985 публичных слушаний, на которые было вынесено около 50 тыс. вопросов, при этом в 61,5% случаев публичные слушания проводились представительным органом муниципального образования, остальные — главой муниципального образования. Наибольшее количество публичных слушаний в абсолютном выражении было проведено в Краснодарском крае — 2276. В расчете на одно муниципальное образование лидерами по проведению публичных слушаний являются Ненецкий автономный округ — восемь проведенных слушаний, Томская область — семь. Меньше всего публичных слушаний проведено в Псковской области[1].

В вышеназванной статье Федерального закона № 131 -ФЗ устанавливается, что на публичные слушания должны выноситься:

  • 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами;
  • 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
  • 4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

По данным Минрегиона России, по проекту местного бюджета и отчету о его исполнении было проведено 14 870 публичных слушаний, или 29,9% их общего количества. В Камчатском крае данному вопросу было посвящено 70% публичных слушаний. По проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования прошло 20 256 публичных слушаний, или 40,8% их общего количества. Так, в Республике Саха (Якутия) 100% публичных слушаний было посвящено данному вопросу, в Новгородской области — 75,7%. По проектам планов и программ развития муниципального образования было проведено 3750 публичных слушаний, или 7,7% их общего количества. Также публичные слушания были проведены по следующим вопросам:

  • — проекты правил землепользования и застройки (980);
  • — проекты планировки территорий и проекты межевания территорий (1069);
  • — предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства (3411);
  • — отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (141);
  • — реконструкция объектов капитального строительства (387);
  • — преобразование муниципальных образований (177)[1].

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

С правом граждан участвовать в публичных слушаниях тесно связаны такие права, как право жителей города присутствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления; право жителей города на получение информации о деятельности органов и должностных лиц городского самоуправления.

Page 2

Собрания, конференции граждан являются формами участия населения в местном самоуправлении, одним из самых доступных средств самоорганизации населения в небольших муниципальных образованиях либо на части территории муниципальных образований. В последнем случае они являются частью системы ТОС. Право граждан участвовать в местном самоуправлении путем проведения собраний, конференций закреплено в ст. 29, 30 Федерального закона № 131-ФЗ. Подробно регламентировать порядок созыва и проведения собраний, сходов, конференций граждан должны уставы муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.

Собрания граждан. В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 131-ФЗ для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления ТОС на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом ТОС. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления ТОС определяется уставом ТОС.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением ТОС, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом ТОС. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию.

Конференции граждан (собрания делегатов). В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 131 -ФЗ в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан. Порядок назначения и проведения конференции граждан, избрания делегатов определяется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги конференции граждан подлежат официальному опубликованию.

Page 3

В ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Как уже говорилось выше, результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе:

  • 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
  • 2) органов государственной власти субъектов РФ — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

  • 1) дата и сроки проведения опроса;
  • 2) формулировка одного или нескольких вопросов, предлагаемых при проведении опроса;
  • 3) методика проведения опроса;
  • 4) форма опросного листа;
  • 5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств: 1) местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления; 2) бюджета субъекта РФ — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Согласно Положению об опросах граждан на территории Сергиево-Посадского муниципального района[1] опрос может проводиться на всей территории района либо на ее части. Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого голосования в течение одного или нескольких дней. Тайное голосование проводится по опросным листам (бюллетеням) в пунктах проведения опроса. Поименное голосование проводится по опросным спискам в пунктах проведения опроса и (или) по месту жительства участников опроса. Опрос может также проводиться в форме открытого голосования на собраниях жителей. Организация и проведение таких собраний осуществляются в соответствии с Положением о собраниях и конференциях граждан на территории Сергиево-Посадского муниципального района. Опрос признается состоявшимся, если в голосовании приняли участие более 20% граждан, имеющих право на участие в опросе.

Публичные слушания

Публичные слушания являются достаточно новой формой участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Целью проведения публичных слушаний является обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся как ни странно с обязательным участием жителей муниципального образования. Закон выделяет следующие стадии проведения публичных слушаний:

  1. Инициатива проведения. Инициаторами проведения публичных слушаний являются:

    1. Население

    2. Представительный орган муниципального образования

    3. Глава муниципального образования

Публичные слушания проводимые по инициативе населения или представительного органа назначаются представительным органом. Публичные слушания проводимые по инициативе главы муниципального образования назначаются главой муниципального образования.

В обязательном порядке на публичные слушания выносятся:

  1. проект устава муниципального образования и проект изменений в устав муниципального образования. Если изменения в устав связаны с изменением федерального закона в части вопросов местного значения или полномочий органов местного самоуправления, то публичные слушания не проводятся.

  2. Проект местного бюджета и отчет об его исполнении

  3. Проекты планов и программ развития муниципального образования а также другие вопросы градостроительства и землепользования.

  4. Вопросы о преобразовании муниципального образования

Публичные слушания также могут проводиться по проектам и иных муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы местного значения.

  1. Заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний.

  2. Опубликование проекта муниципального правового акта для заблаговременного ознакомления с ним жителей.

  3. Непосредственное проведение публичных слушаний. Участниками публичных слушаний являются жители муниципального образования.

  4. Официальное опубликование результатов публичных слушаний

  5. Обсуждение результатов публичных слушаний соответствующим органом местного самоуправления

Решение принятое на публичных слушаниях носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления. Несмотря на рекомендательный характер необходимо учитывать полное и достоверное мнение населения, а также принцип соблюдения интересов населения.

Опросы граждан

Опрос от референдума отличается по следующим признакам:

  1. Референдум проводится на всей территории муниципального образования, опрос может проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на его части.

  2. Решение, принятое на местном референдуме носит обязательный характер, а опрос проводится для выявления мнения населения и поэтому результаты опроса носят рекомендательный характер.

  3. Население не может являться инициатором проведением опроса

С инициативой о проведении опроса могут выступить:

  1. Представительный орган муниципального образования

  2. Глава муниципального образования. Эти два субъекта выступают с инициативой о проведении опроса по вопросам местного значения

  3. Органы государственной власти субъектов РФ. Они выступают с инициативой по вопросу для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначении земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Вне зависимости от того кто проявил инициативу решение о назначении опроса принимает представительный орган муниципального образования. В НПА о назначении опроса устанавливаются:

  1. Дата и сроки проведения опроса

  2. Формулировка опроса предлагаемого для вопроса

  3. Методика проведения опроса

  4. Форма опросного листа

  5. Минимальная численность жителей муниципального образования участвующих в опросе.

В опросе имеют право участвовать исключительно жители муниципальных образований, обладающие избирательным правом. Жители муниципальных образований должны быть проинформированы о проведении опроса не менее чем за 10 дней до его проведения. Если опрос проводится по инициативе органов местного самоуправления, то его финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета. Если опрос проводится по инициативе органа государственной власти субъекта то его финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Порядок назначения и проведения опроса определяется либо уставом муниципального образования, либо нормативным актом представительного органа муниципального образования.

Жители муниципальных образований принимают участие в опросах на равных основаниях. Каждый житель участвует в опросе непосредственно. Участие в опросе является свободным и добровольным.

Публичные слушания

Публичные слушания являются достаточно новой формой участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Целью проведения публичных слушаний является обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся как ни странно с обязательным участием жителей муниципального образования. Закон выделяет следующие стадии проведения публичных слушаний:

  1. Инициатива проведения. Инициаторами проведения публичных слушаний являются:

    1. Население

    2. Представительный орган муниципального образования

    3. Глава муниципального образования

Публичные слушания проводимые по инициативе населения или представительного органа назначаются представительным органом. Публичные слушания проводимые по инициативе главы муниципального образования назначаются главой муниципального образования.

В обязательном порядке на публичные слушания выносятся:

  1. проект устава муниципального образования и проект изменений в устав муниципального образования. Если изменения в устав связаны с изменением федерального закона в части вопросов местного значения или полномочий органов местного самоуправления, то публичные слушания не проводятся.

  2. Проект местного бюджета и отчет об его исполнении

  3. Проекты планов и программ развития муниципального образования а также другие вопросы градостроительства и землепользования.

  4. Вопросы о преобразовании муниципального образования

Публичные слушания также могут проводиться по проектам и иных муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы местного значения.

  1. Заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний.

  2. Опубликование проекта муниципального правового акта для заблаговременного ознакомления с ним жителей.

  3. Непосредственное проведение публичных слушаний. Участниками публичных слушаний являются жители муниципального образования.

  4. Официальное опубликование результатов публичных слушаний

  5. Обсуждение результатов публичных слушаний соответствующим органом местного самоуправления

Решение принятое на публичных слушаниях носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления. Несмотря на рекомендательный характер необходимо учитывать полное и достоверное мнение населения, а также принцип соблюдения интересов населения.

Опросы граждан

Опрос от референдума отличается по следующим признакам:

  1. Референдум проводится на всей территории муниципального образования, опрос может проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на его части.

  2. Решение, принятое на местном референдуме носит обязательный характер, а опрос проводится для выявления мнения населения и поэтому результаты опроса носят рекомендательный характер.

  3. Население не может являться инициатором проведением опроса

С инициативой о проведении опроса могут выступить:

  1. Представительный орган муниципального образования

  2. Глава муниципального образования. Эти два субъекта выступают с инициативой о проведении опроса по вопросам местного значения

  3. Органы государственной власти субъектов РФ. Они выступают с инициативой по вопросу для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначении земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Вне зависимости от того кто проявил инициативу решение о назначении опроса принимает представительный орган муниципального образования. В НПА о назначении опроса устанавливаются:

  1. Дата и сроки проведения опроса

  2. Формулировка опроса предлагаемого для вопроса

  3. Методика проведения опроса

  4. Форма опросного листа

  5. Минимальная численность жителей муниципального образования участвующих в опросе.

В опросе имеют право участвовать исключительно жители муниципальных образований, обладающие избирательным правом. Жители муниципальных образований должны быть проинформированы о проведении опроса не менее чем за 10 дней до его проведения. Если опрос проводится по инициативе органов местного самоуправления, то его финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета. Если опрос проводится по инициативе органа государственной власти субъекта то его финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Порядок назначения и проведения опроса определяется либо уставом муниципального образования, либо нормативным актом представительного органа муниципального образования.

Жители муниципальных образований принимают участие в опросах на равных основаниях. Каждый житель участвует в опросе непосредственно. Участие в опросе является свободным и добровольным.

Что такое публичные слушания?

Публичные слушания (ПС, или «публички» в народе) – это одна из форм участия жителей района (города, деревни, нужное подчеркнуть) в местном самоуправлении. ПС дают гражданам возможность влиять на содержание муниципальных правовых актов, планов развития их районов и т.д.

Кто это придумал и к чему вообще это все? Их придумали законодатели. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также Градостроительный Кодекс РФ регулируют, как должны проводиться публичные слушания и какие вопросы на них должны выноситься.

Ну и что там такого рассматривают, что мне это может быть полезно? Например, на публичках рассматривают проекты планировки территорий. Поэтому если ваш район собираются “запереть” за четырьмя жилыми комплексами и оставить без дорог, или наоборот построить магистраль под окно – сходите на публичку и напишите отзыв о проекте. Если вы этого не сделаете, никто точно не узнает, что вас что-то не устраивает.

Окей, куда идти и что делать? Обычно публичные слушания организует Управа района. Они состоят из 4 этапов: 1) Оповещение о проведении публичных слушаний Это делают через сайт Управы, районные газеты, иногда в социальных сетях (но не всегда) 2) Экспозиция (самый интересный и удобный для посещения этап). Обычно длится около недели. Выбирается место для экспозиции того, что хотят построить, вы туда приходите, смотрите на план, задаете вопросы проектировщикам и оставляете отзыв в специальном журнале. Там вы можете написать «проект поддерживаю», «проект поддерживаю, но прошу внести изменения (и описываете их)» или «выступаю против проекта». Чем больше жителей района сюда пришло и дало комментарии – тем больше шанс, что мнение учтут. Если не пришел никто – значит, догадаться, что жителям что-то не нравится, будет сложно. 3) Собрание участников ПС Сюда обычно ходит инициативная группа жителей района, а не все скопом. Потому что время ограничено, а высказываться тут можно устно (вы говорите – вас фиксируют, но не факт, что правильно поймут). На 60 человек вряд ли хватит времени в таком формате. 4) Отзыв после ПС

Если Вы по каким-то причинам пропустили всё, что было до – это не фиаско. Можете в течение 7 дней после собрания участников донести в Комиссию индивидуальный или коллективный письменный отзыв и ваше мнение учтут в общем порядке.


Смотрите также