Устная и письменная речь 1 класс что это такое


Технологическая карта для 1 класса «Устная и письменная речь»

Шороп Евгения Сергеевна Технологическая карта для 1 класса «Устная и письменная речь»

Урок 2 Технологическая карта. Обучение азбуки. 1 класс

Тема Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Педагогическая цель Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики.

Тип урока Решение учебной задачи, диагностика.

Планируемые результаты (предметные) Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации.

Личностные результаты Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

УУД (матапредметные) Регулятивные: принимают учебную задачу у урока и осуществляют е решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: обще учебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций.

Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдать речевой этикет в ситуациях учебного общения; приветствие, прощание, извинение. Благодарность, общение с просьбой.

Основное содержание темы. Понятия и термины. Речь устная и письменная. Предложение.

Образовательные ресурсы Набор картинок с фабульным развитием действия (сюжетная картина «Пробуждение природы весной»).

Сценарий урока.

Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля

Осуществляемые действия Формируемые умения

1 2 3 4 5 6

1. Организация начала урока. Проверка готовности. Фронтальная

Словесный

Беседа Приветствие учащихся

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно.

И скорей начнем урок.

Будем мы трудиться.

Ведь заданья нелегки,

Так как мы ученики.

-Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, пробуждающее любознательность Фронтальный.

Наблюдение учителя.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Актуализации опорных знаний и умений Фронтальная, индивидуальная

Словесный

Беседа, рассказ учащихся - Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы. Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали. (век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась и лаптя не сплетешь. Повторенье - мать учения. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а не ученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить. Демонстрируют выполнение правил поведения.

Рассказывают пословицы и поговорки об учении. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Индивидуальный.

Результат выполнения домашнего творческого задания.

3. Обобщение и систематизация.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Фронтальная. Словесный.

Рассказ учителя, работа с учебником «Азбука», «Прописями» Общее представление о речи.

- Все что люди говорят, - это устная речь. Речь для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли.

В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами).

Этими значками записаны рассказы, стихи. Сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или перечитано, надо научиться читать. «Пропись» - это тетрадь, в которой ученики учатся писать. Слушают рассказ учителя.

Рассматривают «Азбуку» (находят иллюстрации и буквы, «прописи» Практически различают речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение) Фронтальный. Наблюдение учителя

Физминутка Коллективная Практический

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим

(дети поднимают руки вверх)

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

(движение руками из стороны в сторону)

И на землю тихо сели

(дети приседают)

Ветер снова набежал

И листочки все подмял

(кружатся на месте)

Закружились,полетели

И на землю снова сели

(дети садятся по местам) Декламируют стихотворение. Выполняют движения Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физминутке Коллективный

Правильное выполнение упражнений.

Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ учителя. работа сосхемой предложения, дидактическое упражнение. Предложение.

- наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложениедаже еще не зная букв. Можно записать. Обозначив схемой. Тогда легче определить, сколь сказано предложений. (Учитель показывает, как можно обозначить предложение, изображает схему на доске)

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы Находят и показывают схематическое изображение предложения в «Азбуке» Принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения уд. Фронтальный

Работа со схемой, дидактическое упражнение

4. Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение их коррекции Фронтальная. Словесный

Беседа Индивидуальная

Практический

Работа с иллюстрациями. Дидактическое упражнение «Оживи картинку», работа со схемой предложения -Что такое устная речь?

-что такое письменная речь?

-назовите, сказки, из которых взяты иллюстрации

-Что делает девочка?

- Что делают гуси?

-Составьте предложение к схеме

- О чем говорили Емеля и щука?

- Опишите иллюстрацию Отвечают на вопросы учителя

- «Гуси-лебеди, «По щучьему велению».

- Девочка бежит. Гуси летят.

Пересказывают разговор Емели и щуки.

Описывают иллюстрацию Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Последовательно и логично отвечают на вопросы. Воспроизводят сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации, структурируют предложение в виде схемы.

Физминутка Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни

(ладони вверх и вниз)

По дороге белой, гладкой

(сжимание и разжимание пальцев)

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок (прыжки)

Декламируют стихотворение. Выполняют движения Осуществляют профилактику утомления. Коллективный

Правильное выполнение упражнений

Индивидуальная

Практический

Дидактическое

упражнение

«Составь рассказ» -Составьте рассказ по сюжетной картинке.

- разложите картинки так. Чтобы можно было составить связной последовательный рассказ Выполняют дидактическое упражнение.

Составляют рассказ по сюжетной картинке «Пробуждение природы весной» Умеют составлять рассказы по набору картинок с фабульным развитием действия Индивидуальный рассказ по картине

Индивидуальная

Словесный

Обобщающая беседа

Практический

Упражнение

«Укрась торт» - Что мы делали на уроке?

- Что вам понравилось?

- Кого можно похвалить?

- Я доволен своей работой на уроке – красный цвет

- Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый

- работа не получилась, не доволен собой – синий цвет Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение Оценивают свою деятельность на уроке Фронтальный

Индивидуальный

Устные ответы, выполнение упражнения

Урок русского языка на тему "Устная и письменная речь" (1 класс)

Урок русского языка 1 класс

УМК «Школа России», «Русский язык» , Канакина В, П., Горецкий В. Г., 1 класс

Данная методическая разработка поможет организовать урок русского языка в 1 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Цель урока- создание условий для формирования первоначального представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения. Применяемые формы и методы работы делают урок интересным и увлекательным. Материал будет полезен начинающим и опытным педагогам.

Тема: Устная и письменная речь.

Цель: создать условия для формирования первоначального представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Осознание ценности изученного материала.

  • формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов…….

Предметные:

  • Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.

  • Уметь различать речь устную и письменную

  • Ввести в активный словарь детей слова – термины: «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.

  • Уметь списывать предложения.……

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение формулировать учебную задачу и удерживать ее.

  • Умение выявлять проблему.

  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД:

  • Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

  • Умение сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Умение соблюдения позиции «понимающего»

  • Умение работать в паре.

  • Умение в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю.

Оборудование: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 1 класс, карточки с названиями видов речи, мультимедиа, магнитофон, аудиозаписи на русском и иностранном языках.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

2. Актуализация опорных знаний

1) Чистописание

Отгадайте загадку:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

2) Устная работа

- Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей)

- Посмотрите на доску.

На доске: карточки «слушание», «предложение», «письмо», «чтение», «говорение», «речь про себя»

- Определите карточку, на которой записано «лишнее слово». (карточка «предложение»)

- Объясните свой выбор.( Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи)

Слайд:

- Попробуйте определить, что делает каждый из сказочных героев.(читает, слушает, пишет, говорит)

- Разделите эти виды речи на группы.

- Какие группы получились?

- Выскажите свое мнение: можно ли дать одинаковые названия этим группам.

(письмо буквы А (заглавной и строчной в соединении с другими буквами и буквосочетаниями); письмо слогов, слов, предложений (А, а, Аа, ам, ас, мама, аист, Аист летает в небе).

Отвечают на вопросы

Определяют карточку на которой «лишнее слово»

Объясняют свой выбор.

Делят слова на группы

Высказывают свое мнение.

Познавательные УУД

Познавательные УУД

3. Постановка учебной задачи

Работа с учебником с.7

- Прочтите вопрос. (Какая бывает речь?)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи поставим перед собой? (Получить ответ на вопрос: какой бывает речь?)

Определяют тему урока и ставят учебные задачи.

Регулятивные УУД

4. Изучение нового материала

1)Организация восприятия и осмысления новой информации (усвоение исходных знаний). (Работа с учебником с.7 упр. №3)

- Прочитайте текст.

- Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)

- Что такое письменная речь?

- Что такое устная речь?

- Вернемся к группам карточек. Какое название можно дать каждой группе?

- Почему?

2)Первичная проверка понимания (Работа с учебником с.7 №4)

- Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

- Как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»? (Нарисованы герои сказки.)

- Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.

- Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей? (К письменной)

_ Почему?

- Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)

- Почему?

3)Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.

Работа в парах. Подготовка и чтение отрывка сказки по ролям

- Расскажите, с кем встретился Заяц? Что произошло?

- Какой речью вы воспользовались, чтобы передать содержание сказки? (Устной)

- Дайте оценку своей работы в парах. (Волшебные ступеньки)

Физминутка

Солнце спит, небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок,

На дороге пыль поднял.

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше,

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик.

4)Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (Работа с учебником с.8)

- Прочитайте, что написано в верхней части страницы. (Что такое родной язык?)

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение слова язык? Родной язык? Русский язык?

- Рассмотрите рисунки. Попробуйте прочитать предложения, написанные на доске. (Они написаны на разных языках)

- Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?

- Кто сможет прочитать предложения, записанные на иностранных языках?

- На с.8 прочитайте текст под рубрикой «Обрати внимание…»

- Какой вывод вы можете сделать?( Прочитать и понять написанное можно тогда, когда знаешь язык, на котором записан текст.)

- Прочитайте сведения о языке.

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация.

Читают текст, отвечают на вопросы

Дают название каждой группе

Рассматривание рисунка к сказке «Колобок», называют героев сказки

Находят слова, значение которых не понятно

Отвечают на вопросы

Чтение по ролям в парах.

Самооценка

Кладут голову на руки.

Встают, руки вверх с разведенными пальцами.

Махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища.

Круговые движения руками влево, затем вправо.

Барабанят пальцами по столу.

Постепенно садятся и кладут голову на столы.

Чтение второй познавательной задачи

Чтение текста «Обрати внимание…»

Делают вывод

Объясняют значение слов: государственный язык, Российская Федерация?

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД

5. Закрепление знаний и умений.

1)Прослушивание аудиозаписи на русском и иностранных языках.

-Какая речь звучала? Как вы об этом узнали?

- А на каком языке звучала другая речь?

- Смогли ли вы ее понять? Почему?

Помните, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своем родном языке.

2)Работа со словами с непроверяемыми написаниями.

- Найдите на с.8 словарное слово. Какой знак помог вам быстро определить словарное слово?

-Подумайте, в каких еще значениях используется в русском языке слово язык?

- Найдите слово язык в орфографическом словаре на с.137.

3)Работа в тетради.

-Прочитайте на с.8 предложение о родном языке. Спишите это предложение, используя памятку на с.134.

Прослушивание аудиозаписи

Работа с орфографическим словарём в учебнике

Списывают предложение, используя памятку.

Личностные УУД

Познавательные УУД

6. Самостоятельная работа в рабочей тетради.

- Впишите в предложение пропущенное слово.

7. Подведение итогов урока

-Вспомните, какая бывает речь?

-Какую речь мы называем устной?

- Какую речь мы называем письменной?

- Как называется наш родной урок?

-Объясните, почему слово язык записано в орфографическом словаре?

8. Рефлексивно-оценочный

Закончите предложения:

На доске:

Сегодня я узнал, что речь бывает …

Теперь я знаю, что русский язык – это …

Мне было интересно выполнять задание …

Оцените свою работу на уроке в листах успешности. Объясните, почему такую оценку вы себе поставили.

Устно дополняют предложения

Регулятивные УУД

Урок обучения грамоте «Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков». 1 класс

Ирина Шведова Урок обучения грамоте «Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков». 1 класс

Урок чтения в рамках программы

«Школа России»

по теме: «Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков»

Учитель: Шведова Ирина Николаевна

Цель: Формировать у учащихся начальные сведения о понятиях «речь письменная и устная», «звук». Познакомить с учебником «Русская азбука».

Задачи:

. развивать навыки звукового анализа и синтеза;

. развивать речь, фонематический слух, внимание, слуховую память;

. воспитывать речевую культуру, самооценку, настойчивость в достижении цели.

Оборудование: карточки с графическими схемами на парту, презентация к уроку, учебник.

Предполагаемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

. моделирование – преобразование объекта из пространственно – графической модели в словесную форму;

. анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков;

. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные УУД:

. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного результата;

. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;

. контроль в форме сличения способа действия и его результата;

. поиск путей выхода из сложной ситуации.

Коммуникативные УУД:

. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

. планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

. умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;

. умение доказывать свою точку зрения.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Я знаю клад. Там сундуков

С богатствами не счесть!

Из стран из всех, из всех веков

Все лучшее в них есть.

Клад на виду, да только взять

Непросто все – гляди:

Везде ряды замков

Снаружи и внутри.

И связками ключей звеня,

Тут не помочь мечте.

Один лишь ключ, что у меня,

Замки откроет те.

Бери мой ключ! С ним можешь ты

Своим весь клад считать,

Ведь сундуки те – книг ряды,

Мой ключ – уметь читать.

Е. Федорин

2. Знакомство с учебником «Русская азбука». Создание ситуации успеха.

- Перед вами учебная книга «Русская азбука». На ее страницах вы познакомитесь с увлекательным миром чтения.

(Беседа по иллюстрации в «Русской азбуке» на стр. 5)

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Можно ли сочинить сказку, глядя на это изображение? Будет ли эта сказка волшебной? Почему?

- Давайте попробуем составить сказку.

- Как можно ее озаглавить?

- Какую сказочную птицу вы здесь увидели? (Жар-птицу, удивительную, прекрасную, диковинную).

- Диковинная (необыкновенная, редкостная, невиданная)

- Какие чувства вызывает эта птица у вас? (Радость, счастье, удивление, восторг).

- Кто смотрит на этот прекрасный пейзаж?

- Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик? Чему он может радоваться? Что вызывает у него удивление?

- Сейчас мы с вами учились составлять сказку. Поделились друг с другом своими впечатлениями.

- Оцените результат своей работы: доволен – красный кружок, иногда ошибался – зеленый кружок, не доволен своей работой – руки лежат на парте.

3. Постановка темы урока. Стадия вызова.

- А знаете ли вы, что помогло нам высказать свои мысли?

- Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос, хотя

такое слово вы слышали. Помогла нам общаться наша русская речь.

- В связи с этим скажите, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

- Вы знаете что-нибудь о слове «речь»?

- Чему бы вы хотели научиться на этом уроке? Что бы вы хотели узнать? (Дети формулируют цель урока).

- Как надо говорить, чтобы нас понимали? (Речь должна быть красивой, понятной).

4. Упражнение в артикуляции.

- Постараемся научиться сделать нашу речь четкой и выразительной.

- Отдохнем и произнесем рифмовку – стихотворение. Дети произносят за учителем.

4. Создание ситуации поиска. Работа в паре.

- А как вы думаете, хорошо или нет, что мы умеем говорить, пользоваться речью?

- Давайте будем учиться доказывать свой ответ. Поставим опыт: постараемся

несколько минут обойтись без речи. Работаем в паре.

- Постарайтесь найти способ, как сообщить друг другу о своей любимой книге, но выполните условие: нельзя пользоваться речью.

- Работа начнется по моему первому хлопку, а по второму закончится. Готовы? Возможно ли обойтись без речи? (Можно изобразить героя книги на бумаге, показать с помощью жестов, но речь нам необходима).

- Почему же речь так нужна? (С помощью речи люди могут говорить и понимать друг друга.. Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает. С помощью речи можно рассказать обо всем.

- Мы умеем говорить, владеем речью. Что же такое речь? (Речь - это способность говорить).

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с понятиями «устная и письменная речь». Создание ситуации интеллектуального конфликта. Введение проблемной ситуации.

- В нашем мире множество книг. В школе и дома ученики изучают различные науки, пользуясь учебной литературой.

- Я подумала: а книга связана с речью? Как вы считаете?

- Может быть, это все-таки не речь? Хотите в этом разобраться?

7. Анализ условий.

- Конечно, вы правильно сказали: книга передает речь.

- Но в книге речь другая.

- Автор книги пишет, а другой человек читает, говорят, что она письменная.

- Понятно, почему эту речь так назвали?

- А как же называется такая речь, когда один человек говорит, а другой – слушает?

- Сейчас «секрет» этого названия вам откроется.

- Мы говорили сегодня о сказке. Каких сказочных персонажей вы знаете?

- Произнесите за мной слово «Буратино» и понаблюдайте, что кроме голоса помогает нам его произнести.

- Когда мы говорим, работают наши губы. А в древности их называли устами. Поэтому речь назвали (устной).

8. Закрепление изученного материала. Физкультминутка.

- Сейчас я буду выражать какую – либо просьбу (требование) или сообщать вам что-либо. Как вы думаете, я буду использовать речь? Какую?

- Если вы услышите просьбу или требование, то постарайтесь их выполнить. Если услышите сообщение, стойте неподвижно.

- Встаньте, пожалуйста.

- Сегодня прекрасная погода.

- Присядьте, пожалуйста.

- Встаньте и потянитесь.

- Ярко светит солнце.

- Наклонитесь вперед.

- Тихонько сядьте на свои места.

- Как вы оцениваете свою работу? Кто не допустил ошибок?

На экране слова: дупло, норка, кролик

- Какая речь используется при записи слов?

- Познакомиться с этими словами нам помогут те, кто сможет их прочитать.

- Найдите лишнее слово? (Если слово «норка» обозначает животное, его можно объединить со словом «кролик», тогда лишним окажется слово «дупло». Если слово «норка» обозначает жилье зверька, его можно объединить со словом «дупло», лишнее слово «кролик».)

- Вспомните другие предметы, называемые одним и тем же словом.

Ручка, коса, ключ.

9. Зарядка для глаз.

10. Развитие фонематического слуха. Знакомство с понятием «звук».

- Можно ли услышать звуки в мире, который нас окружает?

- Рассмотрите рисунок «Приближение грозы».

- Давайте оживим этот рисунок. С помощью чего мы это сделаем?

- Какой звук передает сильный ветер? (/у-у-у/)

- Как передать шелест листьев? (/ш/)

- А слова состоят из звуков?

- Посмотрите друг на друга. Произнесите слово ночь.

- Вы услышали звуки? Выделите первый звук, второй, третий.

- Видели ли вы произносимые звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

10. Упражнение в звуковом анализе слов.

- Перед вами на столе картинки.

- Назовите предметы. Шляпа, щетка, щенок, чайник, шар, часы

- Какие слова начинаются на один и тот же звук? Разложите предметы так, чтобы получились 3 группы.

- Проверь у соседа.

- Какие же группы у нас получились? Проверим по экрану (презентация).

11. Работа с графическими схемами.

- На экране схемы.

рак

утка (утро)

танк ослик

ножницы

белка носорог (банан)

аист арбуз

- Выделите первый звук каждого слова. Прочитайте слова по первым звукам названий картинок.

- Выполняя это задание, мы использовали речь? Какую речь?

- Как вы думаете, какая из двух видов речи – устная или письменная – нам нужна больше?

10. Итоговая рефлексия.

- Что нового мы открыли на уроке? А для чего мы это узнали?

- Каких целей вы достигли?

- Звуки на письме обозначаются знаками. Знаете ли вы, как они называются?

- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

(Узнать как называются знаки, обозначающие звуки).

- Как бы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке?

Мне удалось…

У меня не получилось…

- Как бы вы оценили работу вашей пары?

- Что было интересно, сложно, непонятно на уроке?

11. Домашнее задание

- Попробуйте дома составить сказку по иллюстрации на с. 5 «Русской азбуки».

(Сочинения детей).

Великая картина.

Жил мальчик Валя. Он хотел создать великую картину. Однажды он подошёл к окошку и увидел быстро бегущую речку. Ласточек, летающих над полем. Радугу, которая появляется после дождя, самую красивую Жар – птицу, день и ночь.

Мальчик очень обрадовался и побежал рисовать.

Поташенкова Дарья (7 лет).

Волшебное окно.

У одного мальчика было большое и красивое окно, которое он называл волшебным! Когда он смотрел в него, то ему казалось, что он не простой мальчик, а принц на белом коне, который хотел спасти принцессу от злого дракона. Мальчик просил совета у звёзд, у месяца, у солнца, у радуги, у птиц и у речки, как ему победить дракона. Но они сами не знали ответа на его вопрос. Поэтому, каждый раз, когда он видел пролетающую мимо прекрасную Жар – птицу, мальчик мечтал о том, что когда-нибудь, она сядет к нему на подоконник и исполнит его заветное желание…

Петрова Валерия (7 лет).

Сказочный сон.

Как – то раз мальчику приснился сон, что в окне он увидел птицу. Она была вся золотистая и очень понравилась мальчику. Вдруг она подлетела прямо к окну, и мальчик захотел с ней подружиться. Он спросил:

- Как тебя зовут, дивная птица?

И она ответила:

- Я Жар – птица. Разве ты меня не знаешь?

- А меня зовут Коля. Давай дружить!

Птица согласилась и спросила:

- Хочешь увидеть мое царство?

Коля с радостью согласился, и они полетели. Когда опустились на землю, Коля увидел красивый дворец, который был окружен великолепным садом. А перед дворцом струился удивительный фонтан.

- Чего бы ты хотел? – поинтересовалась Жар – птица.

- Покататься на каруселях, - недолго думая, ответил Коля.

Жар – птица взмахнула крылом, и перед Колей появились такие карусели, каких он и не видел. С радостью он бросился к ним. Они поднимали его так высоко, что у Коли захватывало дух. В какой – то момент ему стало страшно: вдруг он упадет. И тут Коля проснулся. Подойдя к окну, он увидел знакомую речку и ласточек, которые кружили над землей. «Эх! – вздохнул Коля. – Как жаль, что это всего лишь сон…»

Яковлева Виктория (7лет).

Конспект урока по развитию речи на тему "Устная и письменная речь" 1 класс

Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте.

Урок № 1

Тема урока: Устная и письменная речь (обще представление). Предложение. Развитие речи: Сказка «Репка». Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Цели урока:

- Дать первоначальное представление о речи и о языке как средстве речевого общения; познакомить с понятием «предложение».

- Развивать грамотную речь, память, воображение.

- Развивать мелкую моторику кисти руки.

- Создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.

.

Оборудование: карандаши цветные, простой карандаш, наглядный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

2. Повторение правила «Поднятая рука»

Ответить хочешь - не шуми.

А только руку подними.

3. Сообщение темы урока. Игра «Отгадай загадку».

Выросла она на грядке.

И тянули по порядку:

дедка, бабка, внучка, Жучка –

не смогли! – большая штучка!

Кошка с мышкой лишь пришли –

сразу вытянуть смогли!

                                Ответ:Репка

- Сегодня мы вспомним сказку «Репка».

4. Первоначальное представление о речи и о языке как средстве речевого общения.- Скажите, что мы сейчас с вами делали? А знаете ли вы, что помогло одним высказать свои мысли, а другим услышать их?

– Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос, хотя это слово вы все слышали. Помогла нам общаться речь, наша русская речь.

Речь – это все то, что мы говорим, слышим, читаем, пишем.

Знакомство с понятиями «устная» и «письменная речь».

-Все, что мы говорим, это речь. Догадайтесь, как называется речь, которой мы сейчас с вами пользуемся? (Звонкая, красивая и т. д.)

-Такая речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда хорошо видна работа губ. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим. Все, что мы с вами сейчас говорили, - это устная речь.

-Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обозначена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе обучения письму. (таблички)

5. Выполнение заданий на рабочей страничке.

- Обведи красным цветом предметы, которые относятся к устной речи.

6. Знакомство с понятием «предложение».

- Рассмотрите рисунок к сказке «Репка». Что вы видите?

- Наша речь состоит из предложений. Под рисунком дана схема предложения.

- Начало предложения обозначается такой чёрточкой. В конце ставится знак препинания. (точка, восклиц.знак или вопрос.знак).

7. Игра «Озвучь картинку»

- Давайте составим предложения ко второму рисунку.

8. Выполнение заданий на рабочей страничке.

- Разукрасьте понравившуюся картинку к сказке.

9. Подведение итогов урока

- Интересно ли было?

- Какое у нас теперь есть школьное правило? Когда нужно поднимать руку?

- Какой бывает речь?

-- Молодцы! Урок окончен.

Конспект урока по русскому языку на тему "Устная и письменная речь" (1 класс)

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Цель: создать условия для формирования представления об интонации, умения правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания.

Планируемые результаты образования: предметные: получат возможность познакомиться с понятиями «устная» и «письменная» речь; научатся различать устную и письменную речь; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами; познавательные – проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; коммуникативные – адекватно используют вербальные и невербальные средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД: имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Образовательные ресурсы: картинки, иллюстрирующие видыречи.

Ход урока

- Каждый из вас сегодня будет сам оценивать себя.

- Ваша задача - оценить свои знания и умения по теме, над которой мы сегодня будем работать.

- Поставьте, пожалуйста, знаки (+, + -, - ) на полях тетради.

Найдите лишнюю букву: а о е у ы э

Докажите ( показ. мягкость согл.). Дайте характеристику звуку.

Работа в тетради: прописывание Ее; работа над допускаемыми ошибками – неправильное расположение полуовалов.

Работа в парах.

- Придумайте слова с б.Е: 1 вариант - Е показ. мягкость согл., 2 вариант – Е обозначает 2 звука.

Словарная работа.

-Вспомните словарные слова, в которых нужно запомнить б.Е, запишите их:

телефон, телевизор 1 чел. у доски

Составьте предложения, в которых эти слова являются главными, неглавными.

3. Сообщение темы урока, постановка целей.

- Ребята, мы с вами сейчас разговариваем. Как это называется?

(Речь)

- А какая речь на доске?

-Назовите тему нашего урока. (Устная и письменная речь)

На доске:

В народе говорят:

 Доброе слово лечит, а худое – калечит.

 Ласковое слово что солнышко.

 Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

– Слово может рассмешить, огорчить, обидеть.

Вывод: речь – средство воздействия.

– Сегодня нам предстоит выяснить (вопросы записаны на доске), для чего еще нужна речь, какие виды речи бывают.

4. Изучение нового материала.

– Для чего человеку нужна речь? Рассмотрите картинки и постарайтесь сами ответить на этот вопрос.

Вывод: речь нужна для того, чтобы общаться, делиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями с другими людьми. Речь состоит из предложений.

– Ребята, как вы думаете, хорошо, что мы люди умеем говорить, пользоваться речью? Почему?

– Что красит нашу речь?

– А что ее портит?

– Подумайте и скажите, почему сестра ничего не поняла из рассказа брата и почему я решила дать вам послушать это стихотворение?

Сильное кино

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат.

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

– Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им – раз!

Они ей – раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала,

Я ничего не поняла.

(Девочка ничего не поняла, потому что брат ей плохо, непонятно рассказывал. Он рассказывать не умеет. Я тоже ничего не понял. Я думал, надо было рассказать, кто там полз, кто кого спас. Вы дали нам послушать это стихотворение для того, чтобы мы поняли, что надо уметь хорошо рассказывать.)

– Значит, важно научиться понятно, интересно и выразительно рассказывать. Вот мы и будем учиться этому на уроках.

– Какая бывает речь? (устная и письменная).

- Какую речь называем устной? (Устная, потому что мы пользуемся ртом, точнее, произносим звуки голосовым аппаратом, но хорошо видна работа губ. Губы раньше называли уста, так речь стала устной. Мы ею пользуемся каждый день, когда рассказываем, спрашиваем, удивляемся, огорчаемся.)

- Какая речь называется письменная. (Кроме устной речи есть речь, которая обозначается специальными знаками – буквами.)

– Чем отличается устная речь от письменной? (Различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь связана с непосредственным общением. Письменная же речь возникает в ситуации, когда его участники отдалены друг от друга во времени и в пространстве. Такое общение возможно благодаря письменному тексту, который фиксирует речь говорящего и делает ее доступной для восприятия слушающего, что предполагает прочтение им текста.)

– Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?

– Распределите отгадки по столбикам.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Стальной конек по белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет. (Ручка.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

Стоит черный сундучок,

Его не тронешь – он молчок,

А стоит пультом повертеть,

Он будет говорить и петь. (Телевизор.)

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)

– Продолжите предложения.

Кто-то рассказывает – мы … (слушаем).

Мы рассказываем – нас … (слушают).

Кто-то написал – мы … (читаем).

Мы напишем – кто-то … (прочитает).

Вывод: в жизни людей важна как устная, так и письменная речь.

– Какая речь появилась раньше? Объясните, почему вы так думаете?

Рубрика «Хочу все знать». На доске: «глашатай».

- Кто из вас слышал это слово?

- В былые времена человек, который обладал громким, звучным голосом, назначался глашатаем. Глашатай делал сообщения для большого количества людей, собирающихся на площади. На территории Кремля в Москве была Ивановская площадь, на которой собирался народ для прослушивания царских указов.

Отсюда пошло выражение «кричать во всю Ивановскую».

Физкультминутка

– Анишит Йокоповна приглашает вас в гости на чай с пирогами.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 21).

-. Анишит Йокоповна не угостит нас пирогом, пока мы не научимся грамотно писать слово «пирог».

- В каком словаре можно посмотреть правильное написание?

-Найдите это слово в словарях. (Словарики на партах.)

– Прочитайте это слово, запишите в тетрадь, подчеркните безударную гласную «и».

– Что такое пирог?

Справочный материал для учителя.

Пирог – печёное изделие из раскатанного теста с начинкой. Сладкий п. П. с мясом, с грибами, с капустой. Поживиться от общего пирога (перен.: урвать для себя; неодобр.). Пригласить на пироги (чтобы угостить пирогами).

Вот такие (какие) пироги (прост. шутл.) – вот как обстоят дела, вот что получилось (обычно о чём-нибудь сложном, неприятном).

-Составьте словосочетание по схеме: (вкусный пирог, пирог с мясом).

-Составьте предложение по схеме. (Мама испекла вкусный пирог.)

На доске:

Ты съел пирог?

Ты съел пирог?

Ты съел пирог?

- Прочитайте предложения. Сравните их. Назовите сходство и различие.

- Ответьте на вопросы.

- Почему разные ответы?

- Что есть в устной речи, чего нет в письменной? (В устной речи есть выделение слова голосом.)

 Работа по учебнику (с. 21).

- Прочитайте пословицы.

– Какая из них относится к письменной речи? («Что написано пером, не вырубишь топором».)

– Как вы догадались?

– Какая пословица относится к устной речи? («Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».)

– О какой особенности устной речи эта пословица? (Это живая речь, произносимая, звучащая.)

- Запишите одну пословицу в тетрадь.

5. Итог урока.

– Что же такое речь? (Речь – это то, что мы слышим или произносим сами, что мы пишем или читаем, чем пользуемся в общении друг с другом.)

- Какая бывает речь? Чем отличаются устная и письменная речь?

6. Рефлексия.

- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?

А теперь я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке. Выберите фразу и закончите её:

Я сегодня узнал…

Мне было …

Больше всего мне понравилось…

Самооценивание.

«Речь устная и письменная».

УМК «Система Л. В. Занкова»

Класс: 1 класс.

Оборудование: Н. В. Нечаева. Русский язык: учебник для 1 класса. – Самара:

Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фѐдоров», 2011.-

96с.; рабочие тетради учащихся; толковый словарь русского языка С.И.

Ожегова; толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова; карточки с

терминами «речь», «устная», «письменная», «слово», «предложение»;

ноутбук, правила работы с интернетом; правила правильного и

безошибочного списывания текста; продукт ТСО - презентация по теме

урока: «Речь устная и письменная», автор презентации Иванова Ю.В.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место в учебном плане: первый урок раздела: «Речь устная и письменная».

Формы работы: фронтальная, работа в группах, в парах.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «речь»; видами речи -

устная, письменная; организовать деятельность учащихся по

осознанию ситуаций устного и письменного общения, по

усвоению приёмов и последовательности правильного

списывания текста постановки знаков препинания в конце

предложения.

Планируемые результаты:

Предметные: осознают цели и ситуации устного и письменного общения;

получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и

правильную интонацию.

Метапредметные:

УУД:

Познавательные: общеучебные – получат представление о различных видах

и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной –

чтение и письмо; поймут взаимосвязь между содержанием и формой речи;

логические – научатся осуществлять анализ речевых ситуаций,

представленных в рисунке и тексте.

Регулятивные: получат навыки проведения работы по предложенному

плану, который сами попробуют преобразовывать, используя первичный

опыт выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;

осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, используя

необходимые средства.

Коммуникативные: продолжат совершенствовать умения строить понятные

для слушателей высказывания, задавать уточняющие вопросы,

формулировать простые выводы; использовать интонационную

выразительность речи.

Личностные: получат возможность осознать необходимость

самосовершенствования; выражать желание осваивать новые действия,

достигать положительных результатов труда путѐм самостоятельной

деятельности.

Ход урока:

Содержание деятельности

учащихся

I.Организационный момент.

Приветствие:

(Слайд 2)

- Здравствуйте! Я рада видеть вас!

-В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет придела.

Так скорей, друзья, за дело!

- Сегодня на уроке мы раскроем некоторые тайны

нашего языка. А что для этого понадобится нам на уроке? ( внимание, находчивость, смекалка).

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов!

Приветствуют учителя,

контролируют свою

готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

(Слайд 3)

- А теперь посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите?

-Определите о чём пойдет речь на уроке?

(Люди разговаривают, общаются.)

- Что люди используют для общения. – Чтобы высказать свои предположения, как мы будем работать?

(- Мы вспомним правила работы на уроке: если хочешь ответить – подними руку, с места не выкрикивай.

- Для общения друг с другом люди используют язык, слова).

- Верно, общаясь друг с другом, люди употребляют слова, пользуются правилами того или иного языка.

Многие мысли и действия невозможно выразить без слов.

На доске появляется карточка со словом слово.

- Предлагаю игру «Закончи предложения».

На слайде:

Воробей чирикает.

Ворона ... .

Сорока ... .

Утка ... .

Гусь ... .

Человек ... .

(Дети предлагают свои примеры)

– Что образуют слова, связанные по смыслу? (Предложения).

На доске появляется карточка со словом Предложение

Отвечая на вопрос, учатся

оформлять свои мысли,

эмоции в устной форме;

учатся слушать и понимать

речь других

(коммуникативные УУД)

Отвечают на вопросы,

опираясь на собственные

наблюдения и приобретѐнные

знания.

Строят свои высказывания,

формулируют вывод на основе

анализа, учатся слышать,

уважать чужую точку зрения,

участвуют в обсуждении

(познавательные,

III.Постановка темы и учебных задач.

- Всегда ли вы могли разговаривать?

(Нет. Когда мы были маленькие, мы не умели говорить.)

- А сейчас вы общаетесь при помощи чего?

(Когда мы общаемся или разговариваем, мы используем речь).

- Чему будет посвящён урок?

Попробуйте сформулировать тему урока. (Речь).

На доске появляется карточка со словом речь.

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

(Раскрыть понятие - что такое речь? Выяснить - какой бывает речь?)

- Как вы думаете, что называется речью?

(То, что произносит человек вслух. Умение говорить – называется речью.)

Учатся оформлять свои мысли

в устной форме;

определяют и формулируют

тему, учебные задачи урока

(регулятивные УУД)

IV. Открытие новых знаний.

- Как проверить, правы ли вы, давая определения слову речь?

(Посмотреть в словарях,).

- Объединитесь для работы в группы. Найдите и

прочитайте значение слова «речь».

1 группа работает со словарѐм С. И. Ожегова.

2 группа работает со словарѐм Д. Н. Ушакова.

Отвечают на вопросы,

опираясь на собственные

наблюдения и приобретѐнные

знания.

Строят свои высказывания,

формулируют вывод на основе

анализа, учатся слышать,

уважать чужую точку зрения,

участвуют в обсуждении

(познавательные,

коммуникативные УУД)

Слушают ответы

безопасности).

Работа со словарѐм С. И. Ожегова:

1. Способность говорить, говорение. Владение речью.

2. Разновидность или стиль языка. Устная и

письменная речь.

3. Звучащий язык. Русская речь. Музыкальная речь.

4. Разговор, беседа. Умные речи приятно слушать.

5. Публичное выступление. Выступить с речью.

Поздравительные речи. Речь на собрании.

Работа со словарѐм Д. Н. Ушакова:

Речь – способность пользоваться языком слов. Речь – один

из признаков, отличающих человека от животных.

Развитие речи. Владеть речью (книжн.), звучащий язык,

язык в момент произношения.

Работа с электронным интернет- справочником –

Википедия:

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей

посредством языковых конструкций, создаваемых на основе

определѐнных правил. Процесс речи предполагает, с одной

стороны, формирование и формулирование мыслей

языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны —

восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой

психолингвистический процесс, форму существования

человеческого языка.

- Удалось узнать значение слова? Продолжаем работать.

- А что нам помогает говорить?

(Нам помогает говорить рот.)

- Я должна открыть вам маленькую тайну. Раньше в древнерусском языке не было слова «рот». Вместо

него использовали слово «уста». Поэтому речь, которая произносится с помощью рта, или уст,- называется

устной речью.

Объединяются в группы для работы.

Ищут информацию в словарях

С. И. Ожегова, Д. И. Ушакова,

работают с ноутбуком.

Добывают новые знания:

находят лексическое значение

слова, используя разные

источники информации

(познавательные,

коммуникативные УУД)

Объясняют значение слова,

опираясь на знания, строят

свои высказывания,

формулируют вывод на основе

анализа, учатся слышать,

уважать чужую точку зрения,

участвуют в обсуждении

(познавательные,

коммуникативные УУД)

- Мы умеем говорить, следовательно, чем мы пользуемся?

- Какой речью? (Устной речью).

На доске появляется карточка со словами устная речь.

– Шло время. Люди стали пытаться различными знаками обозначать устную речь на письме. Так в жизни человека возникла другая форма речи.

На доске появляется карточка со словами письменная речь.

- Как вы думаете от какого слова происходит слово «письменная»? (От слов писать, письмо).

– Что необходимо для письменной речи?

(Знать буквы и уметь записывать слова.)

- Вот мы и построили схему.

На доске:

– Что вы можете рассказать по этой схеме?

( Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений, которые образованы с помощью слов).

- Почему к карточкам слово и предложение стрелки подходят с двух сторон?

(И устная, и письменная речь состоит из предложений и слов) Отвечают на вопросы,

опираясь на собственные наблюдения

и приобретѐнные

знания.

( коммуникативные УУД)

Учатся оформлять свои мысли

в устной форме;

Составляют свой ответ с

опорой на схему

(регулятивные,

слов и предложений).

коммуникативные УУД).

V. Динамическая пауза.

- А теперь давайте отдохнѐм, выйдете из-за столов,

станьте, чтобы вам было удобно:

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть

Участие в коллективной

физической деятельности,

самоорганизация в

практических действиях

(регулятивные,

коммуникативные УУД).

VI. Закрепление полученных знаний.(физ-ка)

Задание 1.

- О какой речи напоминают эти загадки?

- Поле белое, овцы черные.

( Бумага и буквы. Это письменная речь.)

- Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел. Это письменная речь).

-Без языка живѐт.

Не ест, не пьѐт,

А говорит и поѐт…

(Радио. Это устная речь).

- Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета. Это письменная речь)

- Поверчу волшебный круг –

И меня услышит друг.

(Телефон. Это устная речь.)

- Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Отвечают на вопросы,

опираясь на собственные

наблюдения и приобретѐнные

знания.

Строят свои высказывания,

формулируют вывод на основе

анализа, учатсяслышать,

уважать чужую точку зрения,

участвуют в обсуждении

(познавательные,

коммуникативные УУД)

Не человек, а рассказывает.

(Книга. Это письменная речь.)

– Приведите примеры других ситуаций использования устной и письменной речи.(Дети озвучивают свои ответы)

Задание 2.

-Посмотрите на слайд.

- Прочитайте пословицы.

На слайде:

1. Что написано пером, не вырубишь топором.

2. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- Какая пословица относится к письменной речи?

- Объясните свой ответ?

- Прочитайте вторую пословицу, к какой речи она относится? (Она относится к устной речи)

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, спишите в тетрадь пословицу, которая говорит о письменной речи.

- Какой речью будете пользоваться при списывании пословицы? (Мы будем записывать пословицу в тетрадь, значит мы будем пользоваться письменной речью).

- Вспомните порядок действий при списывании, если затрудняетесь, то возьмите памятки с правилами списывания текста.

Строят свои высказывания,

формулируют вывод на основе

анализа, учатся слышать,

уважать чужую точку зрения,

участвуют в обсуждении

(познавательные,

коммуникативные УУД)

Работают по плану;

учатся оформлять свои мысли

в письменной форме;

списывают предложение с

опорой на памятку с

правилами списывания текста

(регулятивные,

коммуникативные УУД)

- Повернитесь друг к другу и прочитайте памятку.

- Спишите пословицу.

(Дети списывают пословицу).

Задание 4.

В это время учитель вывешивает этот текст на доске.

Как хорошо уметь читать

Умеешь ли ты писать письма

Закончились зимние каникулы

- Нужно подойти к доске и расставить знаки в конце предложения.

(Дети выходят работать к доске по желанию).

- Внимательно посмотрите, правильно ли ребята расставили знаки препинания в конце предложений?

- Проверьте, согласны ли вы с их ответами? (Да согласны).

- Спишите одно из предложений.

- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом:

- Раз, два, три, четыре-

Начинается игра.

Вы теперь не просто дети,

Вы теперь учителя!

- Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в тетради, те буквы или слова, которые вы считаете ваш сосед написал очень красиво.

Отвечают на вопросы;

проверяют и оценивают

работу свою и своего

товарища, определяют

затруднения свои и своих

товарищей

(коммуникативные УУД)

Работают самостоятельно;

учатся применять полученные

знания на практике;

находят нужные знаки

препинания и расставляют их

в конце каждого предложения;

анализируют ответы, ищут

ошибки друг у друга

(познавательные,

регулятивные УУД)

Формируют самооценку на

основе критерия успешности

учебной деятельности

(регулятивные УУД)

VII.Итог урока. Рефлексия.

- Пусть каждый день и каждый час

Нам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у нас,

А сердце умным будет.

- С чем мы сегодня познакомились?

(Мы сегодня узнали что такое речь).

- Что нового вы узнали о речи?

(Мы узнали, что речь бывает устная и письменная).

Слайд 8.

- Для чего нам нужна речь? (Чтобы общаться, разговаривать, писать письма, грамотно говорить

и писать, читать книги).

- Предлагаю оценить свою работу на уроке.

Выберите высказывание и продолжите его:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

Слайд 9.

- Работали вы на уроке очень хорошо. Молодцы.

Урок окончен. Спасибо.

Формируют самооценку на

основе критерия успешности

учебной деятельности

(регулятивные УУД)

Учатся оформлять свои мысли

в устной форме; слушать и

понимать речь других

(коммуникативные УУД)

Подводят итоги урока.__


Смотрите также