Ремастеринг что это такое


Ремастеринг - это... Что такое Ремастеринг?

Мастеринг — процесс обработки фонограмм, имеющий цель улучшения его субъективного восприятия при воспроизведении на звуковоспроизводящих устройствах, обладающих различающимися параметрами.

Аналоговый мастеринг

Аналоговый мастеринг — Процесс обработки звуковых фонограмм при помощи приборов, обрабатывающих электрический сигнал.

Цифровой мастеринг

Цифровой мастеринг — Процесс обработки фонограммы, представленной в виде цифровых отсчётов при помощи программного обеспечения или приборов и цифровых процессоров.

Ниже приведенный материал взят с сайта http://dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике. — Мастеринг. Проверено 6 мая 2009.

Мастеринг (англ. master) — первоначально производство эталонного носителя, копией которого является потребительский носитель аудиозаписи (компакт-диск, виниловая пластинка, магнитофонная кассета). Впоследствии мастерингом стали называть и процесс подготовки финального микса.

Исходный материал обрабатывается путём эквализации и компрессии (лимитирования). При необходимости осуществляется монтаж частей произведения. Затем подготавливается логически связанная аудиопрограмма — новый «отмастерённый» исходник собирается в желаемом порядке просчитываются (или выбираются стандартными) паузы между треками. При необходимости могут применяться другие приёмы работы со стереофонограммой: шумоподавление, полосовая компрессия, расширение/сужение стереобазы и т. д.

Для каждого вида издания обычно делается свой мастеринг: для кассеты нужно чуть больше компрессии и высоких частот, для «винила» обязательна низкочастотная обрезка и полная монофоничность низких частот, для CD — «цифровая тишина» вначале и конце каждого трека, отделённого паузами.

Мастеринг обычно проводится в специально созданных для этого контрольных комнатах, оснащённых эталонными звуковоспроизводящими мониторами. Как правило этим занимаются звукорежиссёры, обладающие особым опытом и специфическими навыками, которых принято называть mastering engineer. Считается, что мастеринг в состоянии сделать любой специалист, обладающий большим опытом микширования (сведения) многоканальных фонограмм. Однако для стабильного результата важно, чтобы это были «другие уши» — то есть не стоит доверять эту конечную процедуру тому специалисту, который сводил этот материал.

Современный мастеринг вне зависимости от вида конечного продукта принято разделять на цифровой и аналоговый.

Wikimedia Foundation. 2010.

Чем отличается Remastered-версия трека от старого оригинала?

Она отличается мастерингом. На предыдущем этапе, при сведении из многоканальной записи получается стерео-дорожка, в которой уже есть нужный баланс инструментов, отдельные обработки и эффекты. Но, чтобы отправить это на запись, нужен мастеринг. Изначально это была подготовка к записи на виниловую пластинку, но потом приобрело смысл для CD и уже позже для аудио в интернете. Стерео-запись, которая получается при сведении обычно имеет довольно большой динамический диапазон, и если просто оставить все как есть, хорошо эта запись будет звучать только на мощной и качественной аппаратуре, а нужно сделать так, чтобы она хорошо звучала более-менее везде и не проваливалась на фоне остальных записей. Для этого нужна компрессия, эквализация, иногда дополнительное насыщение гармониками, и в профессиональном варианте это делает отдельный человек, потому что у того, кто занимался сведением, уже уши не смогут слышать запись как новую, и какие-то детали он не заметит. Естественно, со временем меняются и стандарты по громкости (почитайте про loudness war), и просто люди привыкают к другому звучанию.

В итоге Remastered-версия - это просто небольшая адаптация записи под новые стандарты звучания.

Введение в мастеринг звукозаписей

Формально, мастеринг — это процесс подготовки и переноса записанной фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования. Традиционно, мастеринг был процессом переноса записей с магнитной ленты на мастер-диск на фонографическом станке для дальнейшего производства виниловых пластинок. Запись в буквальном смысле нарезалась на  лаковой основе тончайшим резцом, кстати, именно отсюда взялся термин про «нарезку» компакт-дисков. Станок был очень дорогостоящим и далеко не все даже крупные студии могли позволить себе нарезать диски самостоятельно на своем оборудовании.

Станки для нарезания винила, некоторые оснащаются микроскопом

Кроме этого, формат винила накладывал очень жесткие ограничения на записи: для того, чтобы игла проигрывателя не прыгала по пластинке. Не должно было быть перекоса между каналами, взаимопроникновение делалось порядка -30 дБ, что, по нынешним меркам, просто кошмарно — даже бытовая техника сегодня имеет этот показатель как минимум в два раза лучше. Также накладывалось серьезное ограничение на динамический диапазон — если уровень опустится ниже нормы, то дорожка перестанет существовать, и игла просто соскочит с неё. Если будет превышен определенный уровень, дорожки на диске пересекутся, надо следить за расстоянием между ними. На расстояние между дорожками — свое ограничение — от него зависит время звучания пластинки, поэтому для записи 20 минут музыки на одну сторону 12-дюймового диска сильно зажимали уровни, но даже если количество материала позволяет не беспокоиться о емкости носителя, все равно остается риск задеть алюминиевую основу болванки резцом, дорогим настолько же, сколько и тонким — его стоимость составляла несколько месячных зарплат мастеринг-инженера. Также из-за резкого скачка уровня  резец резко впивается в материал болванки и «вылетает».

Кроме этих чисто технических лимитов, нужно ориентироваться на «средний проигрыватель» — тяжело объяснить покупателю, который принес диск обратно в магазин с претензией «не звучит», что это не изготовитель виноват, а стоит улучшить домашнюю технику и немного заняться акустикой помещений — это бизнес, нельзя «подставлять» производителя проигрывателей и рабочих, делавших последний ремонт у этого покупателя.

Добавляем ко всей этой мешанине причин неприспособленность микшерных комнат большинства студий для мастеринга в плане контроля и психологическую невозможность звукорежиссеров делать мастеринг самим — много часов достигая максимально «того самого» звучания, очень трудно будет потом его осознанно портить, подгоняя под все технические требования.

Все эти и многие другие причины привели к появлению отдельных мастеринг-домов и профессии мастеринг-инженера — человека с хорошим слухом и обширным опытом работы, профессионального искателя компромисса.

Для сравнения — современные «станки для нарезания компактов»

С появлением CD-DA, станок был заменен АЦП и записывающим устройством, а болванку для штампования стали изготавливать цифровым способом. Формат CD снял большинство технических ограничений винила, CD-записывающие устройства уже более чем доступны. Многие студии стали отказываться от услуг мастеринг-домов, в основном, по экономическим причинам, а те, в свою очередь, были вынуждены сильно снизить расценки, чтобы стимулировать приток заказов, а это опасно сокращением затрат на техническую часть.

Студия мастеринга

Очевидно, что студия мастеринга должна значительно отличаться от студии записи и сведения. В первую очередь — контролем, так как это последний рубеж перед тем, как запись пойдет в продажу, когда еще можно обнаружить брак. С другой стороны, контроль в студии мастеринга должен быть максимально приближен к тем аппаратам и условиям, в которых предположительно будет прослушиваться запись, поэтому обычно в мастеринг-студиях стоят как минимум 3 пары мониторов — основные высококачественные, малые высококачественные и так называемый cheap-котроль (иногда называют еще шит-контролем), то есть нечто, радикально отличающееся от первых двух, но наиболее близкое к «средней системе». Если студия предназначена не только для мастеринга дисков, то набор мониторов может быть еще больше.

Еще первое, что привлечет внимание не знакомого с мастерингом человека — отсутствие огромной студийной микшерной консоли, каналов на 96, которая для многих является символом большой и хорошей студии — в мастеринговых студиях микшерный пульт если и ставят, то небольшой, размеры помещения также более скромные.

Зато на мастеринговых студиях в изобилии различные приборы финальной обработки звука — эквалайзеры и компрессоры, несколько видов генераторов дитера (специальный шум, добавление которого к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая запись более приятной на слух).

Процесс современного мастеринга

В последние годы, с быстрой миграцией музыки с больших дорогих студий с высококвалифицированным персоналом на маленькие «артистические», основанные на DAW (digital audio workstation, цифровая звуковая рабочая станция) студии, процесс традиционного мастеринга стал меняться. Многие из студий хорошо подходят для создания и записи музыки, но они обычно не приспособлены для точного сведения, из-за акустического оформления, техники или персонала (любая комбинация перечисленного). В результате мастеринг-студии все чаще стали сталкиваются с треками, которые хорошо звучат в музыкальном смысле, но акустически не сбалансированы, например, слишком низкий по уровню вокал или «гудящий» бас. В таких случаях мастеринг-инженер моментально попадает в серию компромиссов, потому что все уже смешано: если поднять вокал многополосной динамической обработкой, то гитарная партия в том же диапазоне тоже вылезет, точно также если прибрать гудящий бас эквалайзером, то бочка уйдет вместе с ним. Чем больше ошибок присутствуют в принесенном миксе, тем больше компромиссов возникает.

Разработанное и быстро освоенное индустрией в 2005 году решение этой проблемы — деление микса на четыре или больше частотных диапазона. Артист/звукорежиссер приносит трек на мастеринг в виде нескольких синхронизированных треков (файлов), названных делениями (separations), каждое деление — это отдельная группа инструментов, таким образом мастеринг-инженер может изменять сведение без компромиссов. Дополнительные преимущества этого метода — не нужны «альтернативные» миксы, не нужны дорогостоящие дополнительные сессии «вспоминания» микса или ремикса — потому как миксы больше не отвергаются студией мастеринга. В принципе любой относительно «близкий» микс может быть вылечен и улучшен, к тому же конечный продукт обычно звучит чище и детальнее за счет, кроме всего прочего, микширования на оборудовании более высокого класса с мастеринговым студийным клоком с низким джиттером.

Возможный недостаток метода — слишком много свободы для мастеринг-инженера для изменения микса — например, относительная громкость гитары и вокала. Поэтому обычно предоставляется еще и копия оригинального сведения как ориентир для инженера, чтобы мастер наследовал исходные музыкальные пропорции. Тут стоит заметить, что при традиционном мастеринге эти пропорции очень часто меняются из-за компрессоров и/или лимитеров, особенно когда люди хотят получить «громкий» CD (к сожалению, очень распространенная практика, часто называемая «войной громкости»). В экстремальных случаях микс может измениться весьма заметно — пики у инструментов с  большим динамическим диапазоном будут срезаны, а мягкие партии будут усилены. Некоторые партии могут провалиться, а другие сильно подняться по громкости вокруг них, особенно если неверно применяются многополосные динамические процессоры.

Профессиональные мастеринг-инженеры имеют значительный опыт в балансировании эффектов увеличения громкости и полноты с сохранением  наиболее близкого к оригиналу звучания — это область компромисса, которая требует тренированного слуха и значительного технического знания. Если прокрадется ошибка, то даже великий альбом, полный нетленок будет иметь качество «записано дома» против «куплено в магазине».

При мастеринге с делениями, когда громкость трека нежелательно увеличивается — можно это исправить без компромисса, так как основные музыкальные элементы обычно на разных треках. Может показаться, что это лучший способ всех времен и народов, повторюсь — могут быть проблемы в случае неопытного мастеринг-инженера, также не надо путать этот метод мастеринга со «сведением во время мастеринга».

Steinberg WaveLab — одна из лучших программ для мастеринга

Процесс мастеринга сильно зависит от материала, обычно мастеринг включает в себя следующие шаги:

  1. Загрузка треков в рабочую станцию
  2. Исправление проблем записи, например, — уровень, тональный баланс, артефакты, DC-офсет
  3. Составление последовательности треков, в которой они будут на конечном продукте (например, CD)
  4. Перенос записи на конечный носитель (CD-R, образ диска на HD и пр.)

Пример возможных действий во время мастеринга:

  1. Применение шумодава, чтобы убрать гудение и шипение
  2. Привести пики во всех треках к какому-то уровню, общий уровень не должен превышать 0 дБ
  3. Выравнивание соседних треков, чтобы не было скачков в восприятии баса, высоких, средних, громкости (см. про уровни) или панорамы.
  4. Компрессия (например, 1.5:1 начиная от -10дБ), чтобы прибрать пики и поднять более тихие партии
  5. В случае мастеринга для вещания, частотный диапазон должен быть уменьшен. Например, для телевидения нужен high-pass -18 дБ фильтр на  80 Гц и low-pass на 12 кГц на -9 дБ

Немного об уровнях

Несмотря на то, что производители записи не имеют возможности напрямую влиять на громкость воспроизведения их треков у конечного пользователя, все равно в недалеком прошлом с появлением CD была «война за громкость» — каждый старался, чтобы именно его компакт звучал наиболее громко при одинаковых настройках проигрывателя, правда, есть и объективная причина — уход от шумов.

В аудиопроизводстве принято измерять среднюю громкость в RMS — Root Mean Square (среднеквадратическое значение),  чем больше значение RMS, тем громче звук.

Громкие записи имеют пики RMS около -7, тихие около -16, область наилучшего восприятия около -12.

Это параметр, наиболее близко отражающий восприятие громкости трека слушателем, но нет гарантии, что разные треки с одинаковым RMS будут восприниматься одинаково. Восприятие сильно зависит от частотного диапазона сигнала, насыщенности фонограммы.

Иногда, в погоне за RMS допускают незначительный клиппинг сигнала, однако в этом случае добавляются искажения и уменьшается панч.

Софт, подходящий для мастеринга

Мастеринг можно делать и без компьютера, но в современном мире наиболее разумно все-таки его применить. Это список профессионального софта и программно-аппаратных решений, предназначенных для мастеринга:

  1. Sonic Solutions — считается лидером, но доступность продуктов практически исключает применение при ограниченных бюджетах
  2. Digidesign Pro Tools — по сравнению с Sonic Solutions более известный продукт и более доступный, особенно если брать во внимание LE-версию

Полностью программные, думаю, в особом представлении не нуждаются, так как знакомы большинству читателей:

  1. Magix Samplitude
  2. Steinberg WaveLab
  3. Adobe Audition
  4. Sony SoundForge + CD Architect
  5. Emagic Logic Pro Waveburner

Статья не претендует на полноту, но надеюсь, что слово «мастеринг» стало более понятным для читателя, а в конечном итоге все решает опыт работы.

PS. На сладкое — цитата с одного профессионального форума: «Мастеринг в России придумал Субботин, чтобы разводить на деньги доверчивых артистов. И психовоздействие на артиста оказывается столь сильным, что результат продолжает артисту нравиться даже через достаточно большое время».

Ссылки

Заглавная страница Википедия

Избранная статья

Конни Гилкрист (англ. Connie Gilchrist) — сценический псевдоним, под которым получила широкую известность Констанс Макдональд Гилкрист (англ. Constance Macdonald Gilchrist, 23 января 1865, Портси, Хэмпшир — 9 мая 1946, Стьюкли, Бакингемшир) — британская натурщица, позировавшая в детстве и юности художникам Фредерику Лейтону, Джеймсу Макнилу Уистлеру, Джону Лавери, Джорджу Фрэнсису Майлзу, Фрэнку Монтегю Холлу, Уильяму Пауэллу Фрайту, фотомодель, актриса драматического и музыкального театра, исполнительница пантомимы, танцовщица бурлеска, муза писателя Льюиса Кэрролла в 1877—1878 годах, впоследствии — супруга английского аристократа Эдмонда Уолтера Фицмориса, 7-го графа Оркни, с 1892 года.

В 2018 году ряд картин, для которых Гилкрист позировала, будучи девочкой, были представлены на выставке, посвящённой детям викторианской Великобритании, проходившей в Лондоне. Историей жизни Конни Гилкрист заинтересовались газеты и журналы Daily Mail, Guardian, Smithsonian. Её судьбе посвящены большие разделы в монографии профессора викторианской литературы в Университете Ройал Холлоуэй (Лондон) Энн Варти о детях на театральной сцене во II половине XIX века и статья доктора философии, преподавателя факультета искусств в Университете Святой Марии (Туикенем), Маргарет Макдональд в вышедшем в 2001 году в Великобритании справочнике, который содержит биографии артистов-моделей.

  • Читать
  • Все 1234 избранные статьи

  • Кандидаты
  • Просмотр шаблона

Хорошая статья

Церковь Иоанна Предтечи — православный храм в центре Керчи, освящённый в честь Иоанна Предтечи, старейший из действующих храмов на территории Крыма и, возможно, на территории России. В России церковь является объектом культурного наследия федерального значения, а на Украине имеет статус памятника культурного наследия.

Храм является памятником византийского искусства. Остатки сооружения VI века (возможно, базилики) были использованы как основание для нового храма примерно в X веке. В XIX веке к храму пристроили притворы и колокольню в неовизантийском стиле. При этом древняя часть храма даже после всех последующих перестроек и реконструкций сохраняет свою византийскую крестово-купольную планировку. Сама церковь прекрасно сохранилась и не была разрушена; существует версия, что во время Крымского ханства она использовалась как мечеть. Росписи храма были некогда замазаны побелкой, что привело к почти полной утрате фресок XIV века. При реставрации штукатурка была удалена, и очертания древних фресок стали видны.

  • Читать
  • 3461 хорошая статья

  • Кандидаты
  • Просмотр шаблона

Домашний абрикосовый джем, сервированный на ломтике хлеба

Из новых материалов

  • Предложения
  • Архив
  • Просмотр шаблона

Мастеринг - это... Что такое Мастеринг?

Ма́стеринг (англ. mastering) в широком смысле — процесс производства чего-либо, в ходе которого из исходных материалов создаётся экземпляр продукта, который является при тиражировании эталонным, и потому называется также мастер-копией.

Мастеринг звукозаписей — процесс подготовки и переноса записанной и сведенной фонограммы на какой-либо носитель для последующего размножения. Мастеринг видеозаписей — процесс подготовки и перевода изображения и звука с киноплёнки или другого носителя в цифровую или аналоговую форму для последующего тиражирования на оптических видеодисках или других носителях информации.

Общий обзор технологии

При подготовке к мастерингу полученные после записи исходники редактируются; при необходимости также осуществляется домонтаж/подмонтаж частей произведения. При необходимости могут применяться другие приёмы работы со стереофонограммой: шумоподавление, полосовая компрессия, расширение/сужение стереобазы и т. д. Таким образом и получают материал для создания каждой аудиокомпозиции.

Затем, когда все в отдельности композиции (мастер-треки) готовы, их собирают в нужном порядке, добавляют между ними переходы (напр. добавляются натуральные шумы и т. д.) либо паузы и получают финализированный продукт (аудио-альбом, фонограмму фильма, микстейп и т. д.)

Современный мастеринг вне зависимости от вида конечного продукта принято разделять на цифровой и аналоговый.

Исходный материал обрабатывается путём эквализации и компрессии (лимитирования).

Для каждого вида издания обычно делается свой мастеринг.

  • Для кассеты нужно больше компрессии и высоких частот.
  • Для «винила» обязательна низкочастотная обрезка и полная монофоничность низких частот.
  • Для CD — «цифровая тишина» в начале и конце каждого трека, отделённого паузами.
  • Для трансляции в радиоэфире или для звуковой дорожки к видеоклипу также делается отдельный мастеринг.

Мастеринг обычно проводится в специально созданных для этого контрольных комнатах, оснащённых эталонными звуковоспроизводящими аудиомониторами. Как правило, этим занимаются звукорежиссёры, обладающие специфическими навыками и опытом, которых принято называть инженерами мастеринга.

Аналоговый мастеринг

Аналоговый мастеринг — такой мастеринг звуковых фонограмм, при котором вся редакция осуществляется при помощи специальных приборов. Как правило, это специальные прецизионные компрессоры, эквалайзеры, полосовые фильтры и т. д. Нередко такие приборы изготавливаются на заказ в единичном экземпляре или в крайне малой серии и содержат целый ряд бескомпромиссных технических решений, что приводит к их высокой стоимости. Аналоговый мастеринг (при некоторых неизбежных технических проблемах) иногда используют из-за своего характерного окраса, придающего звучанию фонограмм особый шарм.

В том случае, когда для мастеринга используются цифровые приборы (полосовые компрессоры, лимитеры-максимайзеры и др.), подключённые аналоговыми интерфейсами (вход/выход), мастеринг тоже считается аналоговым, так как такие приборы в данном случае включены в аналоговую цепь и содержат собственные цифровые конвертеры, которые тоже вносят свою характерную окраску в исходное звучание.

При аналоговом мастеринге нередко осуществляется также монтаж фонограмм. Обычно «дедовским» методом — разрезанием и склеиванием аналоговой магнитофонной ленты. Для последующего издания на CD аналоговый мастер переписывается (оцифровывается) на цифровой носитель, после чего производится соответствующая разметка и запись PMCD (Premastered Compact Disc — подготовленный мастер-компакт-диск).

Цифровой мастеринг

Цифровой мастеринг (ремастеринг) — такой мастеринг звуковых фонограмм, в котором вся редакция осуществляется в цифровой среде. Как правило внутри компьютерной системы (с помощью звуковых редакторов) или специального программно-аппаратного комплекса.

В некоторых случаях первая стадия цифрового мастеринга производится методом перезаписи аудиоматериала с одного цифрового носителя на другой. Изменение первоначального звучания при таком варианте происходит с применением отдельных цифровых приборов (полосовых компрессоров, лимитеров-максимайзеров и некоторых других), которые включаются цепочкой, минуя собственные АЦП—ЦАП. Далее материал для последующей разметки переводится в программную среду.

Результатом такого мастеринга должно стать создание PMCD, с которого собранный материал будет перенесен на мастер диск для последующей репликации. Корректное создание PMCD является критическим моментом для успешного перевода материала на glass master, из которого будет созданы штампы для тиражирования CD.

  • Монтаж
  • Озвучивание
  • Мастер-диск

Мастеринг мастерингу не мастеринг [перевод]

Вы после всей истерии вокруг полувекового юбилея «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club», думаю, понимаете, как этот альбом в итоге «пересвели» с оригинальной многодорожечной ленты. Мастеринг, однако — нечто совсем иное. Для того, чтобы показать разницу более очевидно, я поговорил с несколькими экспертами:

Берни Грандманом (Bernie Grundman) — легендой аудиоиндустрии, Роном Макмастером (Ron McMaster), который работал с артистами от R.E.M до Майлза Дэвиса, Джо Трэверсом (Joe Travers) — «хранителем архива» Фрэнка Заппы. А также Майлзом Шоуэллом (Miles Showell), ответственным за нового «сержанта» инженером Abbey Road, и Робертом Возгеном (Robert Vosgien), в чьих проектах числятся исполнители от Селены Гомез до Green Day.

Все, что ниже — это их слова с прошедшего виртуального «круглого стола». Давайте начнем с простого вопроса:

— Что, в вашем понимании, есть мастеринг?

Роберт Возген (Р.В.): Я воспринимаю мастеринг в широком смысле этого слова — как последний творческий шаг в процессе звукозаписи и при этом первый шаг в процессе производства. Мастеринг — последний шанс причесать все огрехи в треках, убедиться, что они на одном уровне громкости и в похожих аудиоспектрах.

Джо Трэверс (Д.Т.): Для меня это последний штрих, вишенка на торте записи. Сводить надо так, чтобы после сведения оставался простор для мастеринга. Нужно дать инженерам возможность добавить эту самую вишенку на торт.

Рон Макмастер (Р.М.): Работа инженера мастеринга — взять сырой микс и сделать так, чтобы он хорошо воспроизводился массовым потребителем во всех форматах. Как и сведение, это субъективный, персональный микс из творчества и оборудования, но у хорошего инженера студия и оборудование спроектированы так, чтобы частотная характеристика была ровной. Можно сказать, звуковой эталон.

Майлз Шоуэлл (М.Ш.): Я бы назвал мастеринг способом представить любую запись в самом лучшем свете. Помощью артисту в донесении его музыкальных идей.

— Что нужно учитывать при мастеринге базовой записи, без разницы, с аналоговой ленты или из цифрового источника?

Р.М.: Инженер знает, как микс будет играть на домашних системах. Он скорректирует те проблемы, что есть в сырой записи, и аккуратно выдвинет вперед те моменты, которые приносят удовольствие. А в конце поднимет уровень громкости до современного, дабы потягаться с нынешними хитами, но при этом не испортит запись.

Б.Г.: Мастеринг может быть простым — перенести запись и сделать на ее основе мастер-диск или файл для производства. На самом деле, изначально, в пятидесятых-шестидесятых, от инженеров мастеринга многого не требовалось. Их звали инженерами мастеринга из-за того, что они делали мастер-диски, не внося в запись никаких изменений. Сейчас же все инженеры что-то меняют.

Д.Т: «Цепь» сигнала может пройти через консоль, некоторые лимитеры, возможно, и через компрессию. Это искусство: нужно знать, какими способами можно добиться хорошего музыкального результата. У тех, кто этим занимается — тех парней, с которыми мы работаем, — у них есть уши и музыкальность, они знают, что нужно сделать с записью и представляют конечный результат своих действий.

М.Ш.: Для меня вся соль мастеринга — в попытке представить, где и как эту запись будут слушать, и как оптимизировать аудио для этого сценария. Если б я мастерил танцевальный трек, то усилил бы звучание барабанов и баса. Я бы добавил нечто, что позволило бы треку хорошо звучать в клубе. А вот к акустическому треку, который, скорее всего, будут слушать дома или в наушниках, я бы подошел мягче.

Р.В.: Мастеринг с аналоговой ленты погружает в себя сильнее. Состояние пленки может привести к некоторым проблемам... Для работы с цифровыми источниками я создаю сессию в Pro Tools. Эту сессию я воспроизвожу через свой собственный комплект ЦАПов, подключенных к консоли, где я разбираюсь с эквализацией, уровнем и компрессией/лимитерами, если надо. Аналоговые источники подключаются напрямую к консоли, минуя ЦАПы.

— Что стоит учитывать при создании физического мастер-диска для последующей нарезки винила?

М.Ш.: Винил — это фактически запись в своей физической форме. Звуковые волны, которые издают динамики, нарезаны на самом диске в виде изогнутых дорожек с использованием специального станка. Форма дорожки — слепок того, что музыка делает в данный момент. Есть определенные звуки, которые не так хорошо переносятся на винил, например, стереобас и очень энергичный вокал (высокочастотная информация)... Если мне дают запись, в которой они есть, то чем-то придется пожертвовать. И это моя работа — изменить сигнал практически незаметно.

Д.Т.: У каждого формата свои собственные правила и требования к хорошему звуку. Если люди выполняют свою работу качественно, то все форматы будут звучать отлично. В нарезке винила нельзя поддаваться войне громкости — важно мастерить винил на сниженном уровне громкости.

Б.Г.: Я всегда считаю мастеринг последним творческим этапом и первым этапом в производстве. Мы используем механику для создания настоящих дисков. Чего мы, инженеры, пытаемся добиться [при мастеринге винила]? Мы пытаемся прикоснуться к музыке, с которой работаем, и создать более крепкую эмоциональную связь со слушателем. Так что когда вы теребите эти тумблеры — эквализацию и всякое такое — чувствуйте свое сердце. Только так вы поймете, стала ли связь прочнее. И нельзя быть предвзятым. Даже если вам попалась полька, вы должны быть к ней открыты.

— Влияет ли мастеринг оригинальной записи на мастеринг винила? Они как-то связаны?

М.Ш.: Они взаимосвязаны. Моя работа — сделать так, чтобы запись звучала хорошо, и я часто работаю в тесной связке с продюсером и исполнителем. Если для винилового мастера нужно что-то изменить, я все поменяю на ходу, когда будут нарезать мастер-диски.

Р.М.: В нарезке винила есть три этапа. Первый, субъективный и творческий, я описал в предыдущем вопросе. Второй — подготовка музыки к переносу на мастер-диск. Третий — сам процесс нарезки. Я занимаюсь этим вот уже 30 лет и мне до сих пор нравится выпускать большие, прекрасно звучащие мастер-диски, которые пройдут тест временем.

Д.Т.: Иногда попадаешь в ситуации, где инженеры хотят полностью контролировать продукт. Например, когда работают с файлом 24/96, они добавляют в финальный микс эквализацию/лимит/что-то еще, и сохраняют. И потом они присылают файл в мастеринговую студию, и все. Это уже готовый мастер. Есть такие инженеры, которые так работают и хотят все контролировать.

— Отличается ли мастеринг для разных цифровых ресурсов — MP3, стриминга и 5.1-канального звука?

М.Ш.: Я стараюсь не заморачиваться, пытаясь обойти все ограничения MP3 и стриминга. Я послушаю микс с использованием этих кодеков и проверю, что мелодия не разваливается на куски, но там столько преобразований, что универсальный подход практически невозможен.

Д.Т.: Чаще всего микс уже сведен, и изменения вносятся только на этапе мастеринга. Пусть у вас будет пленка и вы с нее нарезаете винил. Если бы вы выпускали CD или цифровой файл, вам бы пришлось пленку оцифровать и создать этот файл. То есть вы бы перенесли звук с пленки в цифровой формат и затем провели мастеринг в соответствии с форматом. Процесс мастеринга цифровых файлов и CD не отличается, однако мастеринг для iTunes — другое дело, там другая структура усиления... Мастеринг для сурраунда может отличаться от популярной стереоверсии. Он будет более динамичным и не таким громким.

Б.Г.: Отличия есть, да. Нам нужно думать о том, для кого эта запись предназначена. Если это аудиофильский релиз, то наша главная цель — качество. С популярной музыкой все иначе. Есть коммерческие требования, по которым треки должны быть более агрессивными или заметными для слушателя, должны привлекать внимание среди всей этой конкуренции. Все это пагубно сказывается на качестве.

Вот сейчас популярны плейлисты. Если вдруг в плейлисте попадется песня на три или четыре децибела тише, чем другие, слушатель решит, что что-то не так. Песня звучала бы лучше, если б слушатель прибавил громкость, но он этого не сделает. И нам приходится это учитывать, создавать треки с похожей динамикой, но отличающиеся от конкурентов во всем остальном. Поэтому мы и создаем свое оборудование — чтобы поддерживать качество. Когда мы переносим популярные альбомы на винил, мы этим не заморачиваемся — в виниле конкуренции нет, поэтому не нужно тратить много времени на обработку.

В аудиофильские записи мы добавляем энергетики — качество для нас на первом плане. Мы стараемся сделать так, чтобы запись звучала максимально близко к мастеру или к цифровому файлу (без эквализации и лимитеров). Но если запись шумная и с плохим балансом, нам приходится применять эквализацию и лимитеры.

Эпилог

Мы надеемся, что вам понравился наш рассказ о базовых различиях между сведением и мастерингом записи и мастерингом винилового диска. Мы хотели уместить обширную информацию в небольшую статью, и эксперты рассказали нам многое, что было бы уместно в этом тексте. Так что в ближайшие месяцы мы выпустим еще одну статью в этом цикле, где будет больше технических подробностей. Но сейчас мы надеемся, если вдруг вы услышите, что запись подверглась «ремастеру» (цифровому или аналоговому), уже немного понимая суть процесса, вы глубоко задумаетесь о значении этого термина для вас.

Вполне возможно, что эти знания позволят вам более осмысленно покупать любимую музыку и фильмы, а также побудят задавать правильные вопросы:

• Это новая запись или ремастер старой?

• Если ремастер, то что послужило источником?

• Кто занимался мастерингом?

• Кто контролировал мастеринг винила?

• Где нарезали пластинки?

Все эти детали — важные кусочки пазла под названием «самый лучший звук».

Оригинал: Understanding the Music Mastering Process


Смотрите также