Ситара что это такое


Ситар

Ситар — индийский струнный щипковый музыкальный инструмент с богатейшим, оркестровым звуком.

Название «ситар» произошло от тюрских слов «се» — семь и «тар» — струна. Основных струн у ситара семь, отсюда и название. Ситар относится к семейству лютневых, в Азии очень много аналогов данного инструмента по внешнему виду и звучанию, например таджикский «сетор», с тремя струнами.

Происхождение

Ситар был изобретен в XIII веке музыкантом Амиром Хусро в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.

До появления ситара индусы играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2-3 века нашей эры.

Устройство

Ситар имеет семь основных струн, помимо которых есть еще 11 (а на некоторых видах — 13) резонаторных струн (иначе он ещё называются «бурдонные струны» или «тараф» (оркестр)), которые и придают звучанию ситара всем известный колорит. Струны на грифе располагаются в два ряда: под порожками натянуты бурдонные струны, а над порожками семь игровых, пять из которых мелодические и две так называемые «чикари» дополнительные струны для исполнения ритмических пассажей и для аккомпонента основной мелодии.

Одной из основных особенностей конструкции ситара является резонатор, который — в отличии от азиатских собратьев, у которых резонатор деревянный — изготовляется из особого вида грушевидной тыквы. У тыквы срезается боковая стенка, и после обработки — покраски и полировки прикрепляется верхняя дека. Иногда ситары изготовляют с дополнительным резонатором, который крепится к верхней части грифа, дополнительный резонатор предназначен для усиления звучания басовых струн. И верхняя дека и полый гриф, изготовляются из дерева «тун» ,и украшены ручной инкрустацией и резьбой. Металлические передвижные порожки крепятся к грифу с помощью специальных веревочек.

Игра на ситаре

Звуки извлекаются специальным проволочным плектором, называемым «мизраб», имеющим вид металлического когтя, который надевается на указательный палец правой руки. При извлечении звука используются три движения пальца: вниз, вверх и комбинированное движение вниз-вверх. Для того чтобы подчеркнуть ритм, ситарист использует «чикари», а для украшения иногда проводит мизинцем по бурдонным струнам сверху вниз. Одновременно извлекая звук правой рукой, ситарист пальцем левой руки (используются только указательный, средний и безымянный) оттягивает струну вниз плавно повышая высоту звука.

Известные ситаристы

Самый известный ситарист — это, конечно же, мастер игры Рави Шанкар (родился 17 апреля 1920 года). Многим он стал заочно учителем. Историческая заслуга Рави Шанкара состоит в том, что он первым донес до западных слушателей индийскую музыку. Он,можно сказать, занимался ее популяризацией во всем мире. Шанкар — лауреат огромного числа премий и музыкальных наград многих стран мира, среди которых самая престижная награда Индии «Padma Vibhushan» (приз за музыку к фильму «Кабулиец»), на МКФ в Западном Берлине, премии Polar Music Prize и премии ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ, нескольких премий «Гремми» четырнадцати докторских степеней. Рави Шанкар почетный член Американской Академии Искусств, французское правительство присвоило ему звание Командира Французского Почетного Легиона.

В 1986 он был избран в члены высшей палаты в индийском парламенте, в 2004 году выдвинут на соискание Нобелевской премии Мира. В 1969 году Рави принял участие в легендарном рок-фестивале «Вудсток».

Еще один ситарист, а точнее сказать ситаристка — дочь Равви Анушка Шанкар, очень талантливая и красивая девушка. Ее сольное выступление и выступление оркестра индийских инструментов под ее управлением можно посмотреть на DVD «Концерт памяти Джорджа Харрисона». Там представлены практически многие индийские инструменты.

Из групп хочется отметить, такой коллектив как Mukta, практически во всех треках этой группы солирующим инструментом является ситар, стиль музыки коллектива можно охарактеризовать как этно-джаз.

Очень хорошая ситаристка Шима Мухерджи играет в команде Transglobal Underground. Шима родом из Индии, сейчас живет в Англии и является самой востребованной ситаристкой Туманного Альбиона. Она записывалась с известной группой Cornershop, с Наташей Атлас. Регулярно выступает с наипопулярнейшим английским джазовым саксофонистом Кортни Пайном, преподает игру на ситаре и т.д.

Видео: Ситар на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Ситар - это... Что такое Ситар?

Ситар(а) — многострунный музыкальный инструмент, используемый для исполнения индийской классической музыки, обладающий богатейшим оркестровым звуком и относящийся к группе струнных щипковых музыкальных инструментов.

Основных струн у ситара — 7 (пять мелодических и 2 бурдонных). Помимо того на ситаре ещё 9-13 резонирующих струн, которые называются тараф (оркестр). Резонирующие струны, отзываясь на звуки основных, и создают то уникальное звучание, которое отличает ситар от других инструментов. Звуки извлекают специальным медиатором, называемым «мизраб», надеваемым на указательный палец.

Название, вероятно, происходит от персидского «сетар» — прародителя многих струнных инструментов Востока. Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако, трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.

До появления ситара народы Индии играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2-3 века нашей эры (см. Вина).

Впервые в рок-музыке ситар использовался в песне The Beatles «Norwegian Wood (This Bird Has Flown)».

Известные ситаристы

  • Рави Шанкар
  • Анушка Шанкар
  • Мушарафф Хан
  • Джордж Харрисон

См. также

  • Индийская классическая музыка
  • Вина
  • Рага
  • Сарод
  • Танпура
  • Ситар в Петербурге

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме ситар
  • Сайт Рави Шанкара
На YouTube

История ситара

Музыкальный щипковый инструмент, имеющий семь основных струн — ситар, берет свое начало в Индии. Основой названия являются тюркские слова «се» и «тар», что в дословном переводе означает семь струн. Существует несколько аналогов данного инструмента, один из которых имеет название «сетор», однако количество струн у него — три.

Кто и когда изобрел ситар

Прямое отношение к происхождению этого уникального инструмента имеет музыкант тринадцатого века — Амир Хусро. Первый ситар был сравнительно небольших размеров и очень схож с таджикским сетором. Но со временем, индийский инструмент увеличен в размерах, благодаря добавленному тыквенному резонатору, который давал глубокий и чистый звук. Дека при этом украшалась розовым деревом, прибавлялась слоновая кость. Гриф и тело ситара усеивали ручной росписью и различными узорами, которые имели свой дух и обозначение. До ситара, главным инструментом в Индии было древнейшее щипковое устройство, изображение которого сохранилось на барельефах датируемых 3 веком нашей эры.

Как устроен ситар

Оркестровое звучание достигается при помощи специальных струн, которые имеют специфическое название «бурдонные струны». В некоторых экземплярах инструмент имеет до 13 дополнительных струн, в то время как основа ситара состоит из семи. Так же, ситар обустроен двумя рядами струн, две струны из числа основных предназначены для ритмического аккомпанемента. Пять струн предназначены для проигрывания мелодий.

Если в таджикском сеторе резонатор выполнен из дерева, то здесь его изготавливают из особого сорта тыквы. Первый резонатор крепят к верхней деке, а второй — малый по размерам — к грифу. Все это делается для усиления звучания басовых струн, чтобы звук был более «густым» и выразительным.

В ситаре есть несколько струн, на которых музыкант не играет совсем. Они имеют название тараб, или резонирующие. Эти струны, при игре на основных, издают звуки сами по себе, образуя особенное звучание, за которое ситар и получил название уникальный инструмент.

Даже для изготовления грифа используется особый сорт дерева «тун», а оформление и резьба делаются вручную. Так же, стоит заметить, что струны ложатся на две плоские подставки, выполненные из оленьих костей. Особенность такой конструкции предполагает постоянное подтачивание этих плоских основ, чтобы струна выдавала особый, вибрирующий звук.

Небольшие дугообразные ладки выполняются из таких материалов как латунь, серебро, чтобы было легче придать ту форму, с которой звук будет приятнее на слух.

Основы игры на ситаре

У музыканта есть специальное приспособление, для игры на оригинальном индийском инструменте. Его название — мизраб, внешне он очень напоминает коготь. Мизраб одевается на указательный палец, производится движение «вверх-вниз», таким образом извлекается непривычное звучание ситара. Иногда используется техника комбинирования движения мизраба. Задевая во время игры струны «чикари» — ситарист делает музыкальное направление более ритмичным и определенным.

Ситаристы — история

Бесспорный виртуоз игры на ситаре — Рави Шанкар. Он стал продвигать индийскую инструментальную музыку в массы, а именно на запад. Последователем стала дочь Рави — Анушка Шанкар. Абсолютный музыкальный слух и умение обращаться с таким сложным инструментом, как ситар — заслуга не только отца, но и самой девушки — такая любовь к национальному инструменту не может пропасть бесследно. Даже сейчас великая ситаристка Анушка собирает огромное количество ценителей настоящей живой музыки и ставит прекрасные концерты.

Музыкальный инструмент ситар

Здравствуйте, уважаемые! А знаете ли вы, что индийский музыкальный инструмент ситар является предком современной шестиструнной гитары? Кто читал мою статью об истории происхождения гитары, где я немного упомянул о ситаре, тот уже имеет небольшое представление об этом удивительном инструменте. Ну а сегодня я более подробно расскажу вам о нем.

Ситар – струнный щипковый инструмент, распространенный в Северной Индии, это разновидность лютни. Также он считается одним из немногих инструментов, получивших особое признание на Западе. Его бархатное и загадочное звучание способно расширить границы сознания слушателя. Конструкция ситара очень проста: она состоит из полой тыквы и прикрепленного к ней длинного грифа.

Существует множество гипотез о происхождении ситара. Некоторые исследователи предполагают, что он возник во времена доисламской Индии. Тем не менее, как само название, так и строение инструмента свидетельствуют об очевидном персидском влиянии. Название «ситар» в переводе с персидского языка означает «три струны».

Ситар – индийский национальный инструмент. Модель лютни с длинным грифом появилась в Индии в XI веке. По одной из наиболее популярных теорий, возникновение ситара в Индии было тесно связано с фигурой персидского поэта начала XI века Амира Хосрова Дехлеви, оказавшего значительное влияние на развитие индийской музыки на севере страны. Другая версия происхождения ситара связана с виной, инструментом, описанным еще в древних Ведах.

Вина – древний струнный инструмент, возникший примерно во II веке до нашей эры. Согласно этой гипотезе, ситар возник в результате эволюции одной из старейших видов вин, а именно рудра-вины (также известной как бин), появившейся около 600 лет назад.

Некоторые исследователи попытались найти связь между ситаром и сарасвати-виной, инструментом, названным в честь богини Сарасвати – покровительницы знаний и искусств в индуизме. Сарасвати-вина имеет большее сходство с ситаром, чем рудра-вина, однако не является типичной для южных регионов Индии.

Название «ситар» встречается в письменных текстах до 1725 года. Изобретение этого инструмента приписывают Амиру Хосрову, который создал его на основе персидского инструмента sehtar в XVIII веке. Основные принципы игры на ситаре сформировались на рубеже XVII и XVIII веков.

В середине 1960-х годов на Западе возник интерес к различным аспектам индийской культуры, в том числе и к музыкальным инструментам. Индийский ситар можно услышать в альбоме «Revolver» легендарных « The Beatles».

Свой вклад в развитие ситара также внесли Раза Хан, Сен и Рахим Сен.  Аннушка Шанкар, дочь великого маэстро Равви Шанкара – одна из самых талантливых ситаристок нашего времени. А сам Равви Шанкар добился широкого признания благодаря участию в записи альбома легендарной группы « The Beatles».

В XX веке у ситара появились бурдонные и симпатические струны, за счет чего увеличились размеры самого инструмента.

Вот собственно видео, на котором вы можете услышать звучание этого инструмента. Кстати, исполняет свое соло Аннушка Шанкар.

Ситар

Ситар — многострунный музыкальный инструмент, используемый для исполнения индийской классической музыки с богатейшим, оркестровым звуком. Один из наиболее распространенных в практике музицирования традиции хиндустани (север п-ова Индостан) струнных щипковых инструментов лютневого типа. Конструкция с. сложна и утонченна, но вместе с тем весьма характерна для региона Южной Азии.

Устройство и звучание

Основной корпус-резонатор (тумба) представляет собой срезанную выше средней оси, хорошо просушенную и выделанную тыкву. Срез покрывается тонкой деревянной декой (табли), на которой крепятся две плоские горизонтальные подставки из дерева или оленьей кости. Подставки постоянно подтачиваются для того, чтобы при соприкосновении с ними струн создавался специфический вибрирующий звуковой эффект (джовари).  Большая из них размещена дальше от грифа и служит опорой для основных (игровых) струн, а расположенная рядом с ней (ближе к грифу) меньшая по размерам поддерживает резонирующие (не игровые) струны тараб. Табли, как правило, инкрустируется по бокам и в месте смыкания с шейкой резьбой по дереву, слоновой кости, а в наши дни в недорогих инструментах – пластиком; вид и техника инкрустации зависит от школы и мастера-изготовителя. К корпусу примыкает длинная и также полая шейка, покрытая широким (ок. 10см) деревянным грифом (данди). В его нижней части расположено игровое пространство, на поверхности верхней размещаются от 16 до 22 ладков из стали, латуни или серебра, изогнутых и приподнятых над грифом мостообразно и привязанных к нему жилами, что позволяет сдвигать их для регуляции звукоряда раги в процессе ее развертывания.  Над ладками проходят основные струны, под ними – струны тараб. В верхней части грифа на уровне порожка, через который игровые струны протягиваются непосредственно к колкам, с оборотной стороны крепится дополнительный резонатор меньших размеров, тоже тыквенный, а в наши дни иногда вытачиваемый из плотного дерева красных пород. С боковой стороны, расположенной ближе к музыканту, в шейку вставляются меньшие по размерам колки, удерживающие резонирующие струны.  Гриф также нередко инкрустирован по бокам и в области колковой коробки. Основные (игровые) струны изготавливаются из стали, меди или латуни, резонирующие – из стали. Число основных струн и их настройка так же, как у сарода и саранги, варьируется в разных локальных школах-гхаранах. С. в одной из наиболее влиятельных из них, гхаране Вилаят Хана, например, имеет шесть основных струн, первые четыре из которых имеют длину ок. 90см, а две последние намного короче и имеют отдельный крепежный мостик на боку грифа, а также свои большие колки, расположенные на боковой части шейки рядом со вспомогательными.  Пять больших колков размещаются сбоку (три) и на поверхности колковой коробки (два), причем в гхаране Вилаят Хана второй основной колок на плоскости грифа не занят струной. Главная игровая струна (бадж) находится с противоположной стороны от музыканта; 4-я, 5-я и 6-я струны называются чикари и используются для создания мелоритмизованных фигур в таких разделах раговой композиции, как джор и джала. Толщина струн варьируется в пределах от 0,25 до 0,31см.

Звуки извлекают специальным медиатором, называемым «мизраб», надеваемым на указательный палец.

История и использование

Название, вероятно, происходит от персидского «сетар» — прародителя многих струнных инструментов Востока. Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако, трёхструнный (се означает три). До появления ситара народы Индии играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах II-III веков нашей эры (см. Вина).

Впервые в рок-музыке ситар использовался Джорджем Харрисоном в песне The Beatles «Norwegian Wood (This Bird Has Flown)», записанной в альбоме Rubber Soul в 1965 году.

СИТАР - ИНДИЙСКИЙ СТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, СИТАРИСТ, ИНДИЙСКАЯ МУЗЫКА

музыкальные инструменты этно группы

    

Ситар (Sitar)

СИТАР (Sitar) — многострунный индийский музыкальный инструмент с богатейшим, оркестровым звуком.

Основных (игровых) струн у ситара — 7, что и объясняет происхождение его названия от Тюркский язык тюркских слов «си» — «семь» и «тар» — «струна». Помимо игровых у ситара есть ещё 11 (у некоторых - 13) резонаторных струн, которые называются тараф (оркестр). Эти резонаторные струны, отзываясь на звуки основных, и создают то божественное звучание, которое отличает ситар от других инструментов.

 Наш аудио пример звучания ситара в world music композиции Булата Гафарова / Токэ-Ча:

Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.

Звуки извлекают специальным медиатором, называемым «мизраб», надеваемым на указательный палец

До появления ситара индусы играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2-3века нашей эры.

Одним из самых известных музыкантов в мире, который стал легендой ситара является Рави Шанкар (Ravi Shankar)

Инфо о группе

Видео

Аудио

Фото

Афиша

Инструменты

Новости

Ссылки

На главную


Смотрите также